В 2023 году премия имени Георгия Гамова (George Gamow® award) будет снова присуждена двум ученым. Организатор — Русско-Американская ассоциация ученых (RASA-America, Russian-American Science Association) объявила о старте сбора заявок на номинирование. Напомним, что награда присуждается членам русскоязычной научной диаспоры за выдающийся вклад в мировую науку с 2015 года. В этом году комитет по Гамовским премиям возглавила профессор факультета прикладной математики и теоретической физики Кембриджского университета (Великобритания) Наталия Берлова.
«Георгий Антонович Гамов выдающийся советский и американский физик и популяризатор науки, внесший пионерский вклад в создание теории альфа-распада, модели «горячей Вселенной» и применения ядерной физики к проблемам эволюции звезд», — сообщается на странице премии. Гамов внес также существенный вклад в биологию, первым сформулировав проблему генетического кода. Он широко известен научно-популярными книгами, в которых на опыте своего героя, Мистера Томпкинса, увлекательно и доступно рассказал о современных научных представлениях. Гамов был членом-корреспондентом АН СССР и членом Национальной академии наук США.
Этот год, безусловно, особенный для премии, которая вручается представителям русскоязычной научной диаспоры. Впервые ученых будут номинировать во время полномасштабной войны в Украине.
Члены RASA и многие представители научной диаспоры активно помогают, способствуют в переезде и получении академических позиций ученым как из Украины, так и России.
При этом Наталия Берлова в комментарии T-invariant подчеркнула, что трагические внешние обстоятельства не повлияли на работу оргкомитета или выбор среди номинантов прямым образом. «Я подошла к отбору членов комитета на основе их репутации в академическом сообществе и представительности различных научных областей. Я уверена, что до войны использовались те же критерии. Также и условия для включения номинантов, насколько я знаю, не изменились», — отметила Берлова.
И если эти важные академические формальности инвариантны, то символизм премии Георгия Гамова этого года, по мнению Наталии Берловой, совсем другой.
Как звучит наследие Георгия Гамова в этом году, какой новый смысл и новая роль появляется у престижной награды — в колонке Наталии Берловой для T-invariant.
«На месте Гамова легко можно представить ученых из России или Беларуси сейчас»
Последние события показали, что, когда идет жесткое разобщение людей, необходимо поддерживать те общества или организации, у которых есть силы и желания помогать людям, исходя из общечеловеческих ценностей. Очень легко, долгие годы работая на Западе, сейчас сказать: «меня это не касается», «а я вообще уехал еще из Советского Союза», «все, кто там остался, тому и поделом», «ну, что же вы не уехали?» (обращаясь к коллегам из России или Беларуси). RASA же четко и неоднократно высказывала свое отношение к войне и включилась в помощь беженцам и релокантам как украинским, так и российским или белорусским. Всё важнее становятся те профессиональные сообщества, что готовы помочь «своим» по профессиональному признаку. В данном случае разделение, будучи «профессиональным», не разобщает, так как помощь должна быть предметной со знанием и информацией, которые реально могут помочь людям найти себя в новом пространстве, в международном научном контексте. Историй такой помощи очень много, от помощи школьникам последних классов с родителями, спасающимися от российских бомбардировок, студентам и аспирантам, оказавшимся в условном Верхнем Ларсе, до профессоров, оказавшихся в эмиграции без средств к существованию.
Мы все оказались в круговерти боли. Вот 17-летний подросток, только что успешно прошедший интервью на математический факультет Кембриджа, которому еще предстоит выполнить условия приема, сдать выпускные школьные экзамены и в добавок STEP — особый экзамен для поступления в Кембридж. Он из Мариуполя, в самое критичное время экзаменов, почти месяц, он ничего не слышал об отце. Пока тот с братом и бабушкой выбирался из оккупированной территории.
Вот аспирант, после антивоенного митинга уехавший из России, у него серьезно заболела бабушка, переживает, что он ее уже никогда не увидит.
Вот профессор истории из Харькова, ее сына призвали на военный медосмотр.
Вот ученый, физик, написавший книгу по квантовым вычислениям и посвятивший ее своему погибшему на войне другу.
Вот профессор английской литературы из Николаева, ее 80-летняя мама обнимает меня и говорит мне на прощание в конце ужина в одном из Кембриджских колледжей: «Как хорошо наконец-то слышать русскую речь!».
В этом контексте у премии Гамова появляется новый символизм. Премия Гамова выдается членам русскоязычной диаспоры «за выдающийся вклад в науку и за усилия по содействию международному сотрудничеству и сохранению русского культурного наследия». Георгий Гамов — физик-теоретик, известный своими прорывными исследованиями в области квантовой механики, атомной и ядерной физики, астрофизики, космологии и биологии. Он родился в Одессе и работал в Ленинграде, Париже, Геттингене, Кембридже, Вашингтоне, Беркли, Болдере. Существует стенограмма интервью, которое Георгий Гамов дал Чарльзу Вайнеру в 1968 году незадолго до смерти. Читая его, невозможно не удивляться цикличности истории.
В двадцатые годы прошлого столетия Гамов работал в Кембридже, где в это время в проходили практику многие молодые ученые из Советского Союза (включая, например, Петра Капицу), и свободно перемещался между Европой и Россией. Однако в 1931 году произошло резкое изменение политической обстановки. Советских ученых гораздо реже стали приглашать и еще реже отпускать на международные научные конференции. С обидой на самом высоком уровне было встречено решение Немецкой Академии наук не приглашать представителей Академии Наук СССР на международную конференцию в честь 100-летия со дня рождения Гегеля, немецкого философа, основателя теории диалектического материализма, основы марксизма-ленинизма.
В 1931 году Гамов принял решение покинуть СССР. Он попытался переплыть Черное море в Турцию на маленькой лодке. Он и его первая жена провели три дня в бурном море и наконец были выброшены на берег в 60 милях от места старта. С собой у них было еды на пять дней и две бутылки коньяка. В течение следующих двух лет они изучали возможность нелегально пересечь границы с Финляндией и Норвегией. Наконец, в 1933 году, Гамов получил разрешение поехать в Брюссель на международную конференцию Солвей как представитель СССР. Приглашение было написано Ланжевеном («уравнения Ланжевена»), президентом конференции, по просьбе Нильса Бора (создателя первой квантовой теории атома), который много раз пытался помочь Гамову выбраться из СССР. Чтобы получить разрешение на выезд для жены потребовалась помощь Бухарина и личная встреча с Молотовым.
Бор настаивал, чтобы Гамов после конференции вернулся обратно в Россию, потому что Ланжевен не знал о планах Гамова покинуть страну, и Бор ощущал себя в неловком положении. Согласно другому участнику этой известной конференции, Паули («принцип исключения Паули»), Гамов ужасно выступил на конференции: он был в отчаянии. Потребовалось вмешательство еще одного легендарного физика, Марии Склодовской-Кюри, которая поговорила с Ланжевеном и получила его официальное согласие на то, чтобы Гамов остался (Ланжевен не мог отказать когда-то любимой женщине из–за которой чуть не погиб на дуэли). В Брюсселе Гамов с женой остались без средств к существованию. «Я должен был пережить зиму, поэтому я был распределен между мадам Кюри, Бором и Резерфордом», — вспоминает Гамов в интервью. Кюри содержала его два месяца на стипендии в своей лаборатории, затем то же самое сделал Бор, затем Резерфорд и так до тех пор, пока не появилась должность в Америке, и Гамов уехал из Европы в Университет Джорджа Вашингтона.
На месте Гамова легко можно представить ученых из России или Беларуси сейчас. Но достаточно ли сейчас Кюри, Боров и Резерфордов, чтобы помочь им?! Я надеюсь, что вручение премии Гамова станет символом единства международного научного сообщества и нашей готовности помочь ученым в беде, без разделения их на национальности.
Оргкомитет сообщает, что номинации (не более одной страницы текста с обоснованием) можно присылать до 15-го июля по адресу [email protected]. Премия будет присуждена лауреатам лично на ежегодной конференции RASA, которая пройдет 15-16 октября 2023 года в Чикаго, штат Иллинойс, США. Положение о премии и информацию о лауреатах прошлых лет можно прочитать на странице премии.
Наталия Берлова 11.06.2023