Политология Философия

Николай Плотников: «У философии в России никогда не было институционального хребта»

https://tinyurl.com/t-invariant/2023/07/nikolaj-plotnikov-u-filosofii-v-rossii-nikogda-ne-bylo-institutsionalnogo-hrebta/

Книга эссе «Перед лицом ката­стро­фы», вышед­шая под редак­ци­ей про­фес­со­ра куль­тур­ной и интел­лек­ту­аль­ной исто­рии России Рурского уни­вер­си­те­та (Бохум) Николая Плотникова в немец­ком изда­тель­стве LIT Verlag, ста­ла одной из пер­вых попы­ток дать фило­соф­ское опре­де­ле­ние ситу­а­ции вой­ны и очер­тить гра­ни­цы свя­зан­ной с ней про­бле­ма­ти­ки вины и ответственности.

В интер­вью из цик­ла «Есть смысл» T-invariant спро­сил Николая Плотникова, как эта ситу­а­ция вли­я­ет на состо­я­ние его дис­ци­пли­ны и может ли фило­соф в России быть сво­бо­ден от госзаказа.

T-invariant: Философский язык — это самый чув­стви­тель­ный из науч­ных язы­ков к любым исто­ри­че­ским изме­не­ни­ям. Он, соб­ствен­но, име­ет свой­ство ино­гда их порож­дать… Как ситу­а­ция, сло­жив­ша­я­ся после 24 фев­ра­ля отра­зи­лась на вашей дисциплине?

Николай Плотников: Наверное, я буду не пер­вым по сче­ту, кто вам рас­ска­жет, что с нау­кой в целом, и осо­бен­но с гума­ни­тар­ны­ми нау­ка­ми после нача­ла вой­ны дела обсто­ят очень пло­хо. Прежде все­го, пото­му, что наи­бо­лее моло­дой и актив­ный слой уче­ных, кото­рые в послед­ние пол­то­ра деся­ти­ле­тия при­ня­ли уча­стие в созда­нии интер­на­ци­о­наль­но при­знан­ной гума­ни­тар­ной нау­ки, нау­ки «по гам­бург­ско­му сче­ту», ока­зал­ся очень мало­чис­лен­ным и при этом совер­шен­но не защи­щен­ным от власт­но­го про­из­во­ла внут­ри и вне академии.

T-i: С чем это связано?

НП: С тем, как раз­ви­ва­лась гума­ни­тар­ная нау­ка в пост­со­вет­ское трид­ца­ти­ле­тие, когда вме­сто созда­ния усло­вий для науч­ной кон­ку­рен­ции ресур­сы зака­чи­ва­лись в очень огра­ни­чен­ное чис­ло новых элит­ных инсти­ту­ций, кото­рым отво­ди­лась роль флаг­ма­нов науч­но­го обнов­ле­ния, а все осталь­ные ака­де­ми­че­ские струк­ту­ры были прак­ти­че­ски предо­став­ле­ны самим себе. Сначала такой элит­ной струк­ту­рой был Российский Государственный Гуманитарный Университет, кото­рый в пер­вое деся­ти­ле­тие стал мото­ром инно­ва­ций в гума­ни­тар­ных нау­ках. И он смог за корот­кое вре­мя бла­го­да­ря при­вле­че­нию вну­ши­тель­ных финан­со­вых ресур­сов госу­дар­ства акку­му­ли­ро­вать зна­чи­тель­ные интел­лек­ту­аль­ные силы, кото­рые смог­ли дать мощ­ный импульс науч­но­му раз­ви­тию. Но когда у него воз­ник­ли кон­флик­ты с новым (путин­ским) режи­мом, у уни­вер­си­те­та отня­ли этот элит­ный ста­тус и почти никто из пред­ста­ви­те­лей дру­гих ака­де­ми­че­ских инсти­ту­ций не встал на его защи­ту. И эта исто­рия повто­ря­лась на моей памя­ти, кажет­ся, три­жды — после РГГУ, с Европейским уни­вер­си­те­том или Высшей шко­лой эко­но­ми­ки. Сначала они ста­но­ви­лись (назна­ча­лись) избран­ны­ми элит­ны­ми учре­жде­ни­я­ми и в них начи­на­ли пере­те­кать актив­ные науч­ные силы. Но потом по раз­ным при­чи­нам, в том чис­ле и пото­му, что эти науч­ные силы начи­на­ли тре­бо­вать боль­ше ака­де­ми­че­ских и пуб­лич­ных сво­бод, эти учре­жде­ния под­вер­га­лись раз­гро­му, а все осталь­ные пред­ста­ви­те­ли ака­де­мии без­участ­но смот­ре­ли на это со стороны.

На какой-то корот­кий пери­од вре­ме­ни в этих элит­ных инсти­ту­ци­ях фор­ми­ро­ва­лась высо­ко­ква­ли­фи­ци­ро­ван­ная науч­ная сре­да. Она была актив­на не толь­ко в силу при­нуж­де­ния (суще­ство­ва­ло моне­тар­ное при­нуж­де­ние за счет над­ба­вок за пуб­ли­ка­ции и тому подоб­ное), а пото­му что это были уче­ные, систе­ма­ти­че­ски свя­зан­ные с меж­ду­на­род­ной нау­кой, встро­ен­ные в нее.

Но посколь­ку таких инсти­ту­ций было крайне мало, и они сами охот­но под­чер­ки­ва­ли свой эли­тар­ный харак­тер, то ока­за­лось, что их доволь­но лег­ко раз­ру­шить. А после нача­ла пол­но­мас­штаб­ной вой­ны зна­чи­тель­ная часть этих уче­ных, ори­ен­ти­ро­ван­ных на миро­вую нау­ку, поки­ну­ли Россию. Они сей­час пред­при­ни­ма­ют попыт­ки орга­ни­зо­вать­ся зано­во в Европе и США в виде про­ект­ных цен­тров, ассо­ци­а­ций уче­ных или новых обра­зо­ва­тель­ных учре­жде­ний, что­бы про­дол­жить и даль­ше зани­мать­ся нау­кой. Но думаю, что боль­шин­ство этих уче­ных посте­пен­но инте­гри­ру­ют­ся в поле запад­ной ака­де­ми­че­ской дея­тель­но­сти. Для нау­ки в целом они, конеч­но, не будут утра­че­ны. Наоборот, бла­го­да­ря сво­им пуб­ли­ка­ци­ям на англий­ском, на немец­ком, на фран­цуз­ском они будут более актив­но вос­при­ня­ты меж­ду­на­род­ным науч­ным сооб­ще­ством. Но это уже будет не рос­сий­ская наука.

Перед лицом ката­стро­фы: Сб. ста­тей /​ под ред. и с пре­дисл. Николая Плотникова. LIT Verlag – Berlin – Münster – Wien – Zürich – London, 2023. – 181 с.

Скачать кни­гу в фор­ма­те pdf

T-i: Вы затро­ну­ли очень важ­ный сюжет. Он каса­ет­ся инсти­ту­ций. Когда смот­ришь назад, воз­ни­ка­ет ощу­ще­ние, что у каж­до­го деся­ти­ле­тия есть своя инсти­ту­ция, где лока­ли­зо­ва­на «вся» нау­ка, где соби­ра­ют­ся услов­ные «все» - такой центр гума­ни­та­ри­сти­ки. Сначала это РГГУ, потом Вышка, Европейский, Шанинка… Конечно, когда прак­ти­че­ски все глав­ные пред­ста­ви­те­ли одной обла­сти зна­ния (гума­ни­тар­ной) соби­ра­ют­ся в одном месте, это созда­ет плот­ность сре­ды, дает нако­пи­тель­ный эффект. Но все-таки Россия — стра­на нема­лень­кая. И пред­ста­вить себе ситу­а­цию в Америке, напри­мер, что­бы некие «все» собра­лись в каком-то одном уни­вер­си­те­те, пред­по­ло­жим, в Гарварде, и потом в пол­ном соста­ве пере­тек­ли в дру­гой уни­вер­си­тет — такое воз­мож­но ли? А в России это, похо­же, обыч­ная исто­рия, в том чис­ле и в исто­ри­че­ской перспективе.

НП: Да, надо при­знать, что слой гума­ни­тар­но-науч­ной эли­ты в России все­гда был ката­стро­фи­че­ски мал. Особенно, если гово­рить о фило­со­фии. Конечно, суще­ство­ва­ло огром­ное чис­ло пре­по­да­ва­те­лей фило­со­фии по всей стране, но все это были идео­ло­ги­че­ские работ­ни­ки, зани­мав­ши­е­ся в совет­ское вре­мя пар­тий­ной про­па­ган­дой, а в пост­со­вет­ское вре­мя быст­ро пере­клю­чив­ши­е­ся на конъ­юнк­тур­ные дис­ци­пли­ны: поли­то­ло­гию, куль­ту­ро­ло­гию, рели­гио­ве­де­ние. В этой ситу­а­ции кри­те­рии того, что такое науч­ное иссле­до­ва­ние в фило­со­фии, про­сто не мог­ли отчет­ли­во сфор­ми­ро­вать­ся. Поэтому чис­ло ака­де­ми­че­ских уче­ных, зани­ма­ю­щих­ся фило­со­фи­ей и спо­соб­ных рабо­тать в интер­на­ци­о­наль­ной нау­ке, чрез­вы­чай­но неве­ли­ко. Думаю, это не боль­ше несколь­ких десят­ков. Именно поэто­му, кста­ти, в России и про­цве­та­ет идео­ло­гия «само­быт­ной рус­ской фило­со­фии», кото­рая вся постро­е­на на том, что­бы отго­ро­дить­ся от науч­но­го мира тези­са­ми об осо­бо­сти рус­ской мыс­ли, кото­рые поз­во­ля­ют игно­ри­ро­вать обще­при­ня­тые стан­дар­ты научности.

Другой момент свя­зан со струк­ту­рой куль­тур­но­го про­стран­ства. Оно в очень силь­ной сте­пе­ни цен­тра­ли­зо­ван­но. Дело не толь­ко в гео­гра­фи­че­ской ори­ен­та­ции на Москву, но и в ори­ен­та­ции на незыб­ле­мый канон, вопло­щен­ный в неболь­шом чис­ле куль­то­вых авторов.

Такой культ оди­но­ких гени­ев царит ведь не толь­ко в пони­ма­нии лите­ра­ту­ры, но и в поле гума­ни­тар­ной нау­ки. Здесь есть такая же фик­са­ция на каких-то недо­ся­га­е­мых вер­ши­нах, кото­рые тво­рят из ничто вели­кие идеи. Такая модель была поло­же­на даже в осно­ву обра­зо­ва­тель­ной прак­ти­ки: напри­мер, в РГГУ в 90-е годы актив­но про­дви­га­лась идея «автор­ских кур­сов», кото­рые обя­за­тель­но долж­ны читать выда­ю­щи­е­ся уче­ные. Считалось, что сту­ден­там долж­на пере­да­вать­ся при этом частич­ка ауры вели­ко­го уче­но­го, а не науч­ная про­грам­ма или метод рабо­ты с мате­ри­а­лом, мето­до­ло­гия и т.п.

Особенно в фило­со­фии ста­ло гос­под­ство­вать убеж­де­ние (отча­сти в виде реак­ции на совет­скую идею «един­ства пар­тий­но­сти и науч­но­сти»), что мысль тво­рят яркие инди­ви­ду­аль­но­сти, и это убеж­де­ние выра­зи­лось в пост­со­вет­ских фило­соф­ских куль­тах: Мамардашвили, Подороги, а так­же Лосева, Флоренского и мно­гих дру­гих… Представление о том, что фило­соф — это оди­но­кий гений, воз­ве­ща­ю­щий миру свои идеи, лег­ло в осно­ва­ние фило­соф­ской кар­ти­ны мира кон­ца 1990-х — нача­ла 2000-х. Отсюда и спо­соб напи­са­ния исто­рии фило­со­фии, сво­див­ший всю исто­рию мыс­ли к био­гра­фии мыс­ли­те­ля. Этот спо­соб толь­ко в недав­нее вре­мя нача­ли пре­одо­ле­вать, бла­го­да­ря рас­про­стра­не­нию ана­ли­ти­че­ской фило­со­фии, а так­же новых под­хо­дов в интел­лек­ту­аль­ной истории.

T-i: Такие мест­но­чти­мые гума­ни­тар­ные куль­ты? Можно тут пере­чис­лить еще культ Бахтина, культ Лотмана…

НП: С Лотманом слож­нее, пото­му что Лотман по сво­е­му габи­ту­су и миро­воз­зре­нию — преж­де все­го уче­ный, пред­ста­ви­тель стро­гой нау­ки, ори­ен­ти­ро­ван­ной на науч­ное сооб­ще­ство и куль­ту­ру аргу­мен­та­ции. И к тому же созда­тель мощ­ной науч­ной шко­лы. Но в рам­ках пост­со­вет­ской куль­ту­ро­ло­гии дей­стви­тель­но мож­но было наблю­дать и культ Лотмана. А в обла­сти фило­со­фии такие куль­ты про­сто рас­цве­ли, при­чем ведь это еще счи­та­лось и образ­цом фило­соф­ской рабо­ты — вслу­ши­вать­ся в мыс­ли гения и при­об­щать­ся его ауре. В слу­чае с Мамардашвили это име­ло бук­валь­ный смысл: рас­ска­зы о его фило­со­фии не мог­ли обой­тись без упо­ми­на­ния труб­ки, кото­рую он курил, сви­те­ра, кото­рый он носил на лек­ци­ях, и того впе­чат­ле­ния кон­цен­три­ро­ван­ной гени­аль­но­сти, кото­рое он про­из­во­дил на слу­ша­те­лей. Но по этой же моде­ли воз­ни­ка­ли обра­зы и дру­гих куль­то­вых мыс­ли­те­лей — В. Подороги, М. Рыклина. Думаю, и эпи­де­ми­че­ское вли­я­ние М. Хайдеггера на пост­со­вет­скую мысль свя­за­но с этим же фено­ме­ном поис­ков ново­го фило­соф­ско­го культа.

Но харак­тер­но, что такая модель куль­то­во­го авто­ра не явля­ет­ся, по суще­ству, ака­де­ми­че­ской. Это рас­про­стра­нен­ный медий­ный образ учи­те­ля муд­ро­сти. Такими куль­то­вы­ми авто­ра­ми высту­па­ют, напри­мер, Жижек или Слотердайк. Не слу­чай­но ведь, что в рос­сий­ской ака­де­мии они и счи­та­ют­ся глав­ны­ми фило­со­фа­ми современности.

Но в послед­нее деся­ти­ле­тие гума­ни­тар­но-науч­ное поле в рос­сий­ской ака­де­мии ста­ло транс­фор­ми­ро­вать­ся в направ­ле­нии ухо­да от это­го куль­та гени­ев в сто­ро­ну науч­но­го иссле­до­ва­ния, про­блем­но­го ана­ли­за и вни­ма­ния к соб­ствен­ной мето­до­ло­гии. Это как раз и свя­за­но с тем, что нау­ка ста­но­ви­лась более гло­ба­ли­зи­ро­ван­ной и более соот­вет­ству­ю­щей кри­те­ри­ям науч­ной рациональности.

Что из все­го это­го оста­нет­ся в рос­сий­ской нау­ке после 24 фев­ра­ля? Сказать слож­но. Вероятно, воз­ник­нет ситу­а­ция очень похо­жая на ту, что про­ис­хо­ди­ла в 20-е годы ХХ века – с отъ­ез­дом веду­щих уче­ных, писа­те­лей и худож­ни­ков, посте­пен­ным раз­ры­вом всех свя­зей и уга­са­ни­ем гума­ни­тар­ной мыс­ли. Конечно, и после рево­лю­ции в СССР воз­ни­ка­ли ини­ци­а­ти­вы, пытав­ши­е­ся инте­гри­ро­вать науч­ные силы. Вроде той же Академии худо­же­ствен­ных наук (ГАХН), где воз­ник­ла некая ниша, в кото­рую ста­ли стя­ги­вать­ся интел­лек­ту­а­лы. Но мы зна­ем печаль­ный конец ГАХН — тогдаш­ней вла­сти (как и нынеш­ней) не нуж­ны были неза­ви­си­мые гума­ни­тар­ные иссле­до­ва­ния, а толь­ко демон­стра­ция лояль­но­сти. Когда выяс­ни­лось, что для нау­ки тре­бу­ет­ся про­стран­ство сво­бод­ной дис­кус­сии, Академия была под­верг­ну­та репрес­си­ям и раз­гром­ле­на. Но в кон­тек­сте наше­го раз­го­во­ра важ­но отме­тить, что в ГАХН, веро­ят­но, в послед­ний раз в совет­ское вре­мя была пред­при­ня­та попыт­ка созда­ния само­сто­я­тель­ной фило­со­фии куль­ту­ры, кото­рая сра­зу ста­ла вос­при­ни­мать­ся как аль­тер­на­ти­ва и кон­ку­рен­ция идео­ло­ги­че­ско­му марк­сиз­му. Когда ГАХН лик­ви­ди­ро­ва­ли, то боль­шин­ство остав­ших­ся уче­ных ста­ли актив­но откре­щи­вать­ся от фило­со­фии и под­чер­ки­вать свою связь со спе­ци­аль­ным зна­ни­ем. Даже фило­со­фы (Лосев, Жинкин, Габричевский) ухо­ди­ли в клас­си­че­скую фило­ло­гию, пси­хо­ло­гию, линг­ви­сти­ку, исто­рию искус­ства. Так каза­лось воз­мож­ным про­дол­жать зани­мать­ся нау­кой, не всту­пая в регу­ляр­ный кон­фликт с идео­ло­ги­че­ским аппа­ра­том. Но для всех совет­ских гума­ни­тар­ных наук это было рав­но­силь­но прак­ти­че­ски пол­но­му отка­зу от вся­кой гума­ни­тар­ной тео­рии, посколь­ку любая тео­рия, пре­тен­ду­ю­щая на общую интер­пре­та­цию мира куль­ту­ры и исто­рии, сра­зу вос­при­ни­ма­лась как идео­ло­ги­че­ская кон­ку­рен­ция офи­ци­аль­ной совет­ской док­трине и под­вер­га­лась пре­сле­до­ва­ни­ям. Поэтому уход в спе­ци­аль­ные науч­ные дис­ци­пли­ны, не вызы­ва­ю­щие вопро­сов со сто­ро­ны вла­сти, был основ­ной фор­мой выжи­ва­ния гума­ни­тар­ных наук, аль­тер­на­ти­вой кото­ро­му было лишь более или менее актив­ное сотруд­ни­че­ство с офи­ци­аль­ной совет­ской идео­ло­ги­ей. Все три пост­со­вет­ских деся­ти­ле­тия ушли на то, что­бы эти уста­нов­ки, пол­но­стью усво­ен­ные уче­ны­ми, были пре­одо­ле­ны, и была сно­ва осо­зна­на цен­ность гума­ни­тар­но-науч­ной теории.

Многие гово­рят, что сей­час не может повто­рить­ся эта совет­ская модель ком­му­ни­ка­ции нау­ки и вла­сти, в силу совер­шен­ной идео­ло­ги­че­ской все­яд­но­сти режи­ма, кото­ро­му не нуж­на ника­кая систе­ма­ти­зи­ро­ван­ная идеология.

Cейчас, в эпо­ху фраг­мен­ти­ро­ван­ной пуб­лич­ной сфе­ры и теле­грам-кана­лов, воз­мож­но, и не нуж­ны орга­ни­зо­ван­ные идео­ло­ги­че­ские аппа­ра­ты, что­бы добить­ся эффек­та идео­ло­ги­че­ско­го послушания.

При этом власть все рав­но нуж­да­ет­ся в общей рам­ке интер­пре­та­ции дей­стви­тель­но­сти, что­бы эффек­тив­но осу­ществ­лять поли­ти­че­скую ком­му­ни­ка­цию. Поэтому сей­час воз­ни­ка­ют какие-то новые фан­том­ные идео­ло­ги­че­ские про­ек­ты вро­де «Основ рос­сий­ской госу­дар­ствен­но­сти», про­па­ган­ды «тра­ди­ци­он­ных цен­но­стей» или поис­ка «ДНК России». Все, кто не под­чи­нит­ся этой идео­ло­ги­че­ской линии и не выра­зит ей под­держ­ку, вынуж­де­ны будут вооб­ще отка­зать­ся от како­го-то внят­но­го тео­ре­ти­че­ско­го выска­зы­ва­ния. Потому что гово­рить сей­час в России откры­то о поли­ти­че­ской фило­со­фии, тео­рии медиа, ген­дер­ной тео­рии или про­бле­мах исто­ри­че­ской памя­ти, умал­чи­вая о про­ис­хо­дя­щем перед гла­за­ми, это зна­чит созна­тель­но отка­зы­вать­ся от кри­ти­че­ско­го мышления.

T-i: Привычка госу­дар­ства рас­смат­ри­вать фило­со­фию как инстру­мент и теперь нику­да не делась. Хотя в 90-е и даже 2000-е годы каза­лось, что науч­ный ком­му­низм и все, что с ним свя­за­но, оста­лись в про­шлом, что это боль­ше не вер­нет­ся, что фило­со­фия нако­нец-то может стать собой. И вдруг — новый виток. Вся эта исто­рия с идео­ло­ги­че­ски­ми ата­ка­ми на Институт фило­со­фии РАН, с попыт­кой сме­ны руко­вод­ства там и с новы­ми «гос­за­ка­за­ми» фило­со­фам — с чем это свя­за­но? Может ли фило­соф спо­кой­но рабо­тать и не быть анга­жи­ро­ван­ным этим всем? Может ли фило­соф в России быть сво­бо­ден от госзаказа?

НП: Действительно, сей­час вновь появи­лось доста­точ­ное чис­ло людей, кото­рые пыта­ют­ся создать новую идео­ло­гию, при­дав ей фило­соф­скую леги­тим­ность. Инициатором высту­па­ет даже не столь­ко власть, сколь­ко идео­ло­ги­че­ские груп­пы, кото­рые пыта­ют­ся захва­тить кон­троль в ака­де­ми­че­ской среде.

Группы, свя­зан­ные, напри­мер, с Зиновьевским клу­бом, с Дугиным и Малофеевым, стре­мят­ся к вла­сти внут­ри ака­де­ми­че­ско­го про­стран­ства, что­бы леги­ти­ми­ро­вать внут­ри ака­де­мии идео­ло­ги­че­ский язык вой­ны и анти­за­пад­ной риторики.

В дан­ном слу­чае речь идет о сво­е­го рода част­но-госу­дар­ствен­ном парт­нер­стве. С одной сто­ро­ны, име­ет­ся актив­ность этих групп, стре­мя­щих­ся к рас­ши­ре­нию сво­е­го вли­я­ния, а с дру­гой сто­ро­ны, власть сама ищет тот идео­ло­ги­че­ский язык, на кото­ром мож­но было бы объ­яс­нить про­ис­хо­дя­щее и оправ­дать свои реше­ния. За два­дцать лет путин­ско­го режи­ма этот язык кар­ди­наль­ным обра­зом изме­нил­ся. Сначала ведь речь шла о дви­же­нии в направ­ле­нии к Западу, об укреп­ле­нии пра­во­во­го госу­дар­ства и о «дик­та­ту­ре зако­на». В сво­их речах ран­ний Путин цити­ро­вал либе­раль­ных поли­ти­че­ских фило­со­фов, напри­мер рос­сий­ско-поль­ско­го фило­со­фа пра­ва нача­ла ХХ в. Льва Петражицкого. Но позд­нее, в 2010-е гг., рито­ри­ка вла­сти сме­ща­ет­ся в направ­ле­нии сим­би­о­за соци­аль­но­го патер­на­лиз­ма и наци­о­на­лиз­ма. И идео­ло­ги­че­ские груп­пы, что пыта­ют­ся захва­тить власть в Институте фило­со­фии и уни­вер­си­те­тах, учи­ты­ва­ют этот дрейф, ожи­дая ново­го гос­за­ка­за в виде ака­де­ми­че­ских гран­то­вых про­грамм, вро­де про­грам­мы «ДНК России».

В этом смыс­ле невер­но счи­тать, что науч­ные инсти­ту­ции все­гда высту­па­ют в каче­стве объ­ек­та и жерт­вы, а власть все­гда явля­ет­ся субъ­ек­том идео­ло­ги­че­ско­го кон­тро­ля. Нет, здесь про­ис­хо­дит некое вза­и­мо­дей­ствие. Философия — одно из полей тако­го вза­и­мо­дей­ствия, но име­ю­щее иной ста­тус, неже­ли дру­гие гума­ни­тар­ные нау­ки. Власти необ­хо­дим язык пуб­лич­ной ком­му­ни­ка­ции. В этом язы­ке долж­ны быть сфор­му­ли­ро­ва­ны основ­ные поня­тия поли­ти­че­ской иден­тич­но­сти людей: граж­дан­ства, соли­дар­но­сти, спра­вед­ли­во­сти — при­чем не толь­ко для насе­ле­ния, но и для самих власт­ных струк­тур, посколь­ку эти поня­тия фор­ми­ру­ют и содер­жа­ние власт­ных целе­по­ла­га­ний. Отсюда и инте­рес к обще­ствен­но-поли­ти­че­ско­му дис­кур­су, и в том чис­ле к фило­соф­ско­му дис­кур­су, к фило­соф­ским поня­ти­ям. Так осу­ществ­ля­ет­ся связь фило­со­фии с поли­ти­кой, с поли­ти­че­ским вооб­ще. Это ответ на вопрос, поче­му фило­со­фия ока­зы­ва­ет­ся в роли, с одной сто­ро­ны, идео­ло­ги­че­ско­го кон­сал­тин­га вла­сти, а с дру­гой сто­ро­ны — само­сто­я­тель­ной ака­де­ми­че­ской дис­ци­пли­ны. Это не отли­чи­тель­ное свой­ство имен­но совет­ской систе­мы. Так про­ис­хо­дит прак­ти­че­ски вез­де. Начиная с Платона и его (неудач­ных) попы­ток обще­ния с тиранами.

Российская спе­ци­фи­ка тут в том, что фило­со­фия как само­сто­я­тель­ная ака­де­ми­че­ская дис­ци­пли­на была в России очень сла­бо раз­ви­та. У нее не было инсти­ту­ци­о­наль­но­го хреб­та, кото­рый бы поз­во­лял ей про­ти­во­сто­ять натис­ку внеш­них воздействий.

С одной сто­ро­ны — воз­дей­ствию со сто­ро­ны пуб­лич­ной сфе­ры, кото­рая тоже дик­то­ва­ла фило­со­фии свою повест­ку. В XIX и ХХ вв. — в виде «фило­со­фии тол­стых жур­на­лов» ради­каль­ной или кон­сер­ва­тив­ной интел­ли­ген­ции. А сей­час — в виде медиа­сре­ды, кото­рая предъ­яв­ля­ет к фило­со­фии и гума­ни­тар­ным нау­кам свои тре­бо­ва­ния. С дру­гой сто­ро­ны, у фило­со­фии не было сил про­ти­во­сто­ять воз­дей­ствию вла­сти с ее запро­сом на про­из­вод­ство идео­ло­ги­че­ско­го язы­ка, на кото­ром мож­но было бы эффек­тив­но осу­ществ­лять поли­ти­че­скую ком­му­ни­ка­цию. У фило­со­фии в России нико­гда не было авто­ном­но­го ста­ту­са, кото­рый поз­во­лял бы ей зани­мать кри­ти­че­скую дистан­цию по отно­ше­нию к вла­сти и обще­ству. И сей­час сно­ва хлы­нул поток идео­ло­ги­че­ско­го фило­соф­ство­ва­ния, про­ти­во­сто­ять кото­ро­му ака­де­мия не в состо­я­нии, а фило­со­фия ока­зы­ва­ет­ся наи­ме­нее устой­чи­вой из всех гума­ни­тар­ных дис­ци­плин. Она, как мы видим сей­час, под­вер­га­ет­ся осо­бен­но жест­ким репрес­си­ям из всех гума­ни­тар­ных наук имен­но как дис­ци­пли­на. Но она, по мое­му впе­чат­ле­нию, и в боль­шей сте­пе­ни кон­форм­на суще­ству­ю­ще­му режиму.

Это воз­вра­ща­ет нас к ваше­му наблю­де­нию о науч­ном ком­му­низ­ме. Тем, кто актив­но участ­во­вал в раз­ви­тии науч­ной фило­со­фии в послед­ние три деся­ти­ле­тия, дей­стви­тель­но каза­лось, что все это идео­ло­ги­зи­ро­ван­ное фило­соф­ство­ва­ние посте­пен­но ухо­дит в про­шлое. Но уже к сере­дине 2000-х годов ста­но­вит­ся ясно, что поле актив­ной мыс­ли, ори­ен­ти­ро­ван­ной на уни­вер­саль­ную фило­соф­скую повест­ку, обра­зу­ет узкий слой людей, сосре­до­то­чен­ных в неболь­шом коли­че­стве новых инсти­ту­ций. А боль­шин­ство, напро­тив, состо­ит из быв­ших пре­по­да­ва­те­лей науч­но­го ком­му­низ­ма, для кото­рых наци­о­на­ли­сти­че­ски-ком­му­ни­сти­че­ский ресен­ти­мент, вос­про­из­вод­ство совет­ских догм и соеди­не­ние их с импер­ским доре­во­лю­ци­он­ным насле­ди­ем ста­ли основ­ным содер­жа­ни­ем их работы.

Интересно, что боль­шой запрос на доре­во­лю­ци­он­ную и рус­скую эми­грант­скую фило­со­фию, кото­рая вос­при­ни­ма­лась как аль­тер­на­ти­ва ком­му­ни­сти­че­ской идео­ло­гии, сыг­рал роль мото­ра интел­лек­ту­аль­но­го обнов­ле­ния в пери­од позд­ней пере­строй­ки. К тому же зна­ние об этой фило­со­фии при­хо­ди­ло к нам с Запада — из эми­грант­ской и сове­то­ло­ги­че­ской лите­ра­ту­ры. Казалось, что в силу это­го мож­но гово­рить о фило­со­фии как об уни­вер­саль­ном дис­кур­сив­ном поле про­блем. Но эти тек­сты «Из исто­рии оте­че­ствен­ной фило­соф­ской мыс­ли» (так назы­ва­лась серия книг рус­ских фило­со­фов, нача­тая по реше­нию ЦК КПСС в позд­ние 1980-е гг.) ока­за­лись доволь­но сомни­тель­ным мате­ри­а­лом, кото­рый в боль­шей сте­пе­ни годит­ся для нужд ком­му­ни­сти­че­ско-пат­ри­ар­халь­ной идео­ло­гии, неже­ли для рабо­ты с фило­соф­ски­ми про­бле­ма­ми. Очень ско­ро рус­ская фило­со­фия была втя­ну­та в поле наци­о­наль­но-кон­сер­ва­тив­но­го идео­ло­ги­че­ско­го дис­кур­са, кото­рый и стал доми­ни­ру­ю­щим в рос­сий­ской пост­со­вет­ской академии.

При этом как раз быв­шие пре­по­да­ва­те­ли науч­но­го ком­му­низ­ма и исто­ри­че­ско­го мате­ри­а­лиз­ма ста­но­ви­лись спе­ци­а­ли­ста­ми по евразий­ству, по рус­ско­му кон­сер­ва­тиз­му и идео­ло­гии осо­бо­го пути России. Они-то и нача­ли озву­чи­вать ту смесь наци­о­наль­но-кон­сер­ва­тив­но­го, рели­ги­оз­но­го и анти­за­пад­но­го дис­кур­са, кото­рая в 2010-е гг. ста­ла опре­де­лять поли­ти­че­скую рито­ри­ку путин­ско­го режима.

Поэтому для деструк­ции осно­ва­ний это­го идео­ло­ги­че­ско­го режи­ма необ­хо­дим и ради­каль­ный пере­смотр насле­дия рус­ской фило­со­фии в целом.

T-i: А в каком смыс­ле это «пере­смотр»? Смена поля иссле­до­ва­ний с руси­сти­ки на укра­и­ни­сти­ку, например?

НП: Во-пер­вых, спе­ци­а­ли­стов по укра­и­ни­сти­ке все еще очень мало. Даже здесь, в Германии, где сла­ви­сти­ка раз­ви­ва­лась неза­ви­си­мо от рос­сий­ско­го импер­ско­го дис­кур­са, спе­ци­а­ли­стов по исто­рии укра­ин­ской лите­ра­ту­ры и куль­ту­ры еди­ни­цы. А по интел­лек­ту­аль­ной исто­рии и того мень­ше. Тем боль­ший инте­рес вызы­ва­ют иссле­до­ва­тель­ские и изда­тель­ские про­ек­ты, посвя­щен­ные фило­со­фии в Украине в кон­тек­сте фор­ми­ро­ва­ния евро­пей­ской иден­тич­но­сти, напри­мер Михаила Минакова или Константина Сигова.

Во-вто­рых, про­стая заме­на руси­сти­ки укра­и­ни­сти­кой заклю­ча­ет в себе в обла­сти фило­со­фии еще и ту опас­ность, что мы сно­ва вос­про­из­во­дим модель осо­бой наци­о­наль­ной фило­со­фии, кото­рая уже в отно­ше­нии иссле­до­ва­ний рус­ской фило­со­фии дока­за­ла свою несостоятельность.

Если гово­рить о пере­смот­ре, то нуж­но пре­одо­ле­вать идею наци­о­наль­но-куль­тур­ной одно­род­но­сти в фило­со­фии и иссле­до­вать раз­ры­вы тра­ди­ции, сло­мы кано­на, про­цес­сы транс­фе­ра и пере­во­да с одно­го язы­ка на дру­гой, семан­ти­че­ские сдви­ги и сдви­ги про­блем. Одним сло­вом, нуж­но изу­чать про­цес­сы диф­фе­рен­ци­а­ции мыс­ли, пока­зы­вая, как фило­со­фия суще­ство­ва­ла в раз­ных язы­ко­вых и интел­лек­ту­аль­ных про­стран­ствах. И не важ­но, как она будет при этом назы­вать­ся — рус­ской, укра­ин­ской или поль­ской. Здесь умест­но гово­рить, исполь­зуя загла­вие одной из позд­них книг Юрия Лотмана, — о плю­ра­лиз­ме «мыс­ля­щих миров». Вот изу­че­ние это­го плю­ра­лиз­ма мыс­ля­щих миров в исто­рии всей восточ­но-евро­пей­ской мыс­ли — важ­ней­шая зада­ча, кото­рая ста­нет усло­ви­ем интел­лек­ту­аль­но­го обнов­ле­ния в фило­со­фии. Нужно созда­вать новую кар­то­гра­фию мыс­ли, кото­рая не огра­ни­чи­ва­ет­ся лишь Москвой и Петербургом, но вклю­ча­ет в рас­смот­ре­ние Киев, Варшаву, Прагу и дру­гие цен­тры интел­лек­ту­аль­но­го транс­фе­ра, кото­рые в силу моск­во- и петер­бур­го­цен­трич­но­сти не попа­да­ли в поле зре­ния иссле­до­ва­те­лей. И это, мне кажет­ся, долж­но быть направ­ле­ни­ем буду­щей рабо­ты в отно­ше­нии все­го поля восточ­но-евро­пей­ской интел­лек­ту­аль­ной истории.

T-i: Модель, кото­рую вы обри­со­ва­ли, осно­ва­на на логи­ке пере­осмыс­ле­ния рус­ско­го мате­ри­а­ла. Но сей­час чаще рабо­та­ет иная логи­ка, осно­ван­ная на экс­тра­по­ля­ции кри­ти­че­ской рабо­ты, кото­рую про­де­ла­ла после­во­ен­ная фило­соф­ская мысль (Адорно, Ясперс и дру­гие), на совре­мен­ную ситу­а­цию: вскрыть в рус­ском язы­ке, в рус­ской куль­ту­ре то, что при­ве­ло к агрес­сии и поро­ди­ло под­дер­жи­ва­ю­щую ее идео­ло­гию «рашиз­ма», назвать это «импер­ством» и под­верг­нуть кэн­сел­лин­гу. Кажется, что мож­но про­сто отбро­сить ста­рое и занять­ся выра­бот­кой ново­го язы­ка (язы­ков), созда­ни­ем новой куль­ту­ры. Насколько мы можем так мыс­лить и дей­ство­вать в том состо­я­нии обще­ства, кото­рое мы сей­час имеем?

НП: Ну, во-пер­вых, вой­на еще не закон­чи­лась. Поэтому мы еще не нахо­дим­ся в той точ­ке, в кото­рой могут появить­ся тек­сты, ана­ло­гич­ные после­во­ен­ным рабо­там о немец­кой вине. Чтобы воз­ник­ла точ­ка при­ло­же­ния фило­соф­ской рефлек­сии, долж­на открыть­ся воз­мож­ность ретро­спек­тив­но взгля­нуть на весь про­цесс. Мы же пока нахо­дим­ся внут­ри него. Во-вто­рых, в этом про­еци­ро­ва­нии на себя чужих образ­цов сно­ва замет­на фик­са­ция на некие куль­то­вые фигу­ры. Сейчас все ссы­ла­ют­ся на Ясперса и на его кни­гу «Вопрос о вине», пото­му что она есть на рус­ском язы­ке в ста­ром пере­во­де Соломона Апта и сей­час зано­во пере­пе­ча­та­на. Но при этом совсем не обсуж­да­ет­ся ни юри­ди­че­ский, ни поли­ти­че­ский кон­текст воз­ник­но­ве­ния этой кни­ги в Германии. И совсем не обра­ща­ют вни­ма­ния на целый спектр самых раз­ных фило­соф­ских интер­пре­та­ций про­бле­мы ответ­ствен­но­сти, вины, сты­да, не гово­ря уже об осмыс­ле­нии куль­тур­ных и поли­ти­че­ских фак­то­ров, при­вед­ших к немец­кой ката­стро­фе. В этом спек­тре суще­ству­ет боль­шое чис­ло ярких фило­соф­ских тек­стов. Например, кни­га фило­со­фа и антро­по­ло­га Гельмута Плеснера «Запоздавшая нация», ана­ли­зи­ру­ю­щая интел­лек­ту­аль­ные при­чи­ны воз­ник­но­ве­ния наци­о­нал-соци­а­лиз­ма. Плеснер пере­во­дит раз­го­вор из плос­ко­сти обсуж­де­ния вины и обви­не­ния в плос­кость фило­соф­ско-исто­ри­че­ско­го ана­ли­за, видя эти при­чи­ны в отка­зе от прин­ци­пов эпо­хи Просвещения. Эта же тема раз­ви­ва­ет­ся в дру­гой зна­ме­ни­той кни­ге, воз­ник­шей в кон­це Второй миро­вой вой­ны, — в «Диалектике про­све­ще­ния» Адорно и Хоркхаймера, кото­рые тоже ищут ответ на вопрос, как ста­ло воз­мож­ным, что евро­пей­ская циви­ли­за­ция уто­ну­ла в новом пото­ке вар­вар­ства. «Диалектика про­све­ще­ния» — это один из клю­че­вых тек­стов для пони­ма­ния того как про­ис­хо­ди­ла кри­ти­че­ская рефлек­сия немец­кой ката­стро­фы. При этом ведь Адорно и Хоркхаймер не сво­дят всю про­бле­му к фигу­ре Гитлера или к вине немец­ко­го наро­да. Они рекон­стру­и­ру­ют ту общую струк­ту­ру, что обна­ру­жи­ва­ет­ся в фено­ме­нах фашиз­ма, анти­се­ми­тиз­ма, авто­ри­та­риз­ма, наци­о­наль­ной исклю­чи­тель­но­сти, и обо­зна­ча­ют ее как «инстру­мен­таль­ный разум», кото­рый пре­вра­ща­ет людей в мате­ри­ал и сред­ство для дости­же­ния соб­ствен­ных целей.

Вот эта идея соци­аль­ной кри­ти­ки разу­ма ста­ла базо­вой для осмыс­ле­ния послед­ствий немец­кой ката­стро­фы в интел­лек­ту­аль­ной исто­рии Западной Германии. Наряду с кри­ти­кой язы­ка у позд­не­го Витгенштейна и Хабермаса, и позд­нее — кри­ти­кой дис­кур­са и вла­сти Фуко. Этими име­на­ми я обо­зна­чаю кон­ту­ры кри­ти­че­ской рабо­ты с про­шлым, кото­рая про­ис­хо­ди­ла в после­во­ен­ной Германии мно­гие деся­ти­ле­тия. Это было не откры­тие забы­тых имен или какое-то апо­ло­ге­ти­че­ское отно­ше­ние ко все­му запре­щен­но­му, как у нас в Перестройку, а поиск кате­го­рий для кри­ти­че­ско­го осмыс­ле­ния соб­ствен­но­го прошлого.

Вот такой рабо­ты чрез­вы­чай­но не хва­та­ло в пост­со­вет­ский пери­од, как иссле­до­ва­тель­ской, так и про­све­ти­тель­ской. Только «Мемориал» и свя­зан­ные с ним уче­ные вели огром­ную исто­ри­че­скую рабо­ту, рекон­стру­и­ро­ва­ли фак­ты, узна­ва­ли прав­ду о пре­ступ­ле­ни­ях и иска­ли сле­ды жертв. Но кри­ти­че­ская фило­соф­ская рабо­та с памя­тью и про­шлым не толь­ко совет­ским, но и с досо­вет­ским про­де­ла­на не была.

T-i: Получается стран­ная кар­ти­на. С одной сто­ро­ны, все 90-е про­шли под зна­ме­нем пост­мо­дер­низ­ма, осво­е­ния пост­мо­дер­нист­ской фило­со­фии, кор­ни кото­рой — в той кри­ти­че­ской тра­ди­ции, о кото­рой вы гово­ри­те, а с дру­гой — это, по вашим сло­вам, никак не отра­зи­лось на состо­я­нии дел, не при­ве­ло к кри­ти­че­ской рабо­те с интел­лек­ту­аль­ной тра­ди­ци­ей. Почему? Что было не так с рус­ским постмодернизмом?

НП: Вопрос в том, о чем имен­но мы гово­рим, когда мы гово­рим о пост­мо­дер­низ­ме и декон­струк­ции. Для Деррида, сто­яв­ше­го у исто­ков это­го под­хо­да, было совер­шен­но ясно, что речь идет о декон­струк­ции евро­пей­ской тра­ди­ции в широ­ком смыс­ле сло­ва, с ее дик­та­том сло­ва и лого­цен­триз­ма. Это был раз­го­вор о соб­ствен­ной тра­ди­ции и о ее сле­пых пят­нах, т.е. это был спо­соб фило­соф­ской само­ре­флек­сии. В России же это было вос­при­ня­то как декон­струк­ция запад­но­го раци­о­на­лиз­ма и ста­ло соче­тать­ся с тра­ди­ци­он­но рус­ской кри­ти­кой Запада. Получалось, что декон­струк­цию заим­ство­ва­ли, а при этом самое глав­ное усло­вие это­го под­хо­да: обра­ще­ние его на себя, рабо­ту со сво­ей тра­ди­ци­ей и с ее сле­пы­ми пят­на­ми — ока­за­лось вытес­нен­ным. Были, конеч­но, исклю­че­ния. Я имею в виду тео­ре­ти­че­ские тру­ды Сергея Зенкина. Надо упо­мя­нуть так­же о позд­них тру­дах Валерия Подороги, кото­рый начал эту кри­ти­че­скую рабо­ту с тра­ди­ци­ей, кото­рый стал гово­рить об эти­че­ской про­бле­ма­ти­ке Гулага и об антро­по­ло­ги­че­ских про­бле­мах рос­сий­ской куль­тур­ной тра­ди­ции. Хотя эти тру­ды были даже доста­точ­но вли­я­тель­ны, они не созда­ли иссле­до­ва­тель­ской повест­ки. Их, по-мое­му, никто тол­ком и не про­чи­тал. Вокруг Подороги был создан некий культ, что не спо­соб­ство­ва­ло вос­при­я­тию его как мыс­ли­те­ля, с кото­рым мож­но и нуж­но спо­рить и кото­рый фор­му­ли­ру­ет про­бле­мы и пред­ла­га­ет кри­ти­че­ские ходы мысли.

В этом смыс­ле, мне кажет­ся, что кри­ти­че­ской рабо­ты с тра­ди­ци­ей до сих пор про­де­ла­но не было. Она толь­ко-толь­ко начи­на­лась в послед­ние годы с при­хо­дом ново­го поко­ле­ния иссле­до­ва­те­лей в нау­ку. А теперь все сно­ва сво­ра­чи­ва­ет на новую идео­ло­гию осо­бо­го пути и апо­ло­ге­ти­ку рус­ско­го, кото­рая в прин­ци­пе не в состо­я­нии задать кри­ти­че­ские вопро­сы соб­ствен­ной традиции.

T-i: Еще в 2000-е, когда я бра­ла у него интер­вью, Подорога ска­зал, что сей­час глав­ная тема - это тема ресен­ти­мен­та. Только теперь ста­но­вит­ся понят­но, насколь­ко он был прав. В теку­щей ситу­а­ции ресен­ти­мент — и вы пише­те об этом в сбор­ни­ке «Перед лицом ката­стро­фы» — ока­зал­ся дей­ствен­ной поли­ти­че­ской силой. Можно ли ска­зать, что ресен­ти­мент победил?

НП: Да, кажет­ся, Михаилу Ямпольскому при­над­ле­жит кры­ла­тая фра­за о России, как «стране побе­див­ше­го ресен­ти­мен­та». Об этом писа­ли мно­гие ана­ли­ти­ки пост­со­вет­ско­го созна­ния в России, в том чис­ле и Подорога. Я согла­сен с ними, что для пони­ма­ния про­ис­хо­дя­щей ката­стро­фы важ­но учи­ты­вать послед­ствия того пси­хо-соци­аль­но­го и мораль­но­го ком­плек­са, кото­рый Ницше обо­зна­чил фран­цуз­ским сло­вом «ресен­ти­мент».

Ресентимент не толь­ко как эмо­ци­о­наль­ная реак­ция, но и как набор пове­ден­че­ских схем, соци­аль­ных тех­ник и цен­ност­ных уста­но­вок осно­ван на гос­под­стве про­шло­го над насто­я­щим, кото­рое бло­ки­ру­ет созна­ние реаль­но­сти и кон­стру­и­ру­ет соб­ствен­ный мир, соткан­ный из оби­ды, носталь­ги­че­ских мифов, фобий, враж­ды, жаж­ды мести и чув­ства несправедливости.

Нельзя ска­зать, что это такая наци­о­наль­ная пси­хо­ло­гия. Но в 2000-е годы путин­ский режим стал исполь­зо­вать энер­гию обще­ствен­но­го недо­воль­ства, направ­ляя его и при­да­вая ему поли­ти­че­скую и эти­че­скую леги­ти­ма­цию в виде анти­за­пад­но­го ресентимента.

T-i: На рос­сий­ской пуб­лич­ной фило­соф­ской сцене сей­час отчет­ли­во про­смат­ри­ва­ет­ся про­ти­во­сто­я­ние либе­раль­ной мыс­ли в раз­ных ее изво­дах и новой левой мыс­ли. Иногда это про­ти­во­сто­я­ние выгля­дит как поко­лен­че­ское, где левые идеи испо­ве­ду­ют­ся более моло­ды­ми. Насколько тот пово­рот левой мыс­ли, кото­рый мы сей­час видим в про­стран­стве рус­ско­го язы­ка, спо­со­бен к про­ве­де­нию той кри­ти­че­ской рабо­ты, о кото­рой мы гово­рим? Насколько это новое левое тече­ние спо­соб­но про­ра­бо­тать ситу­а­цию совре­мен­ной катастрофы?

НП: Это очень важ­ный вопрос и очень слож­ный. Потому что, на мой взгляд, как раз одна из самых глав­ных про­блем в пост­со­вет­ской России заклю­ча­ет­ся в том, что здесь не сфор­ми­ро­ва­лась кри­ти­че­ская левая мысль. Вся левая мысль была выстро­е­на в фор­ма­те носталь­гии по советскому.

Конечно, и в запад­ном левом дви­же­нии было мно­го интел­лек­ту­а­лов и еще доста­точ­но оста­ет­ся сего­дня, кото­рые иде­а­ли­зи­ро­ва­ли совет­ский режим как цар­ство соци­аль­ной спра­вед­ли­во­сти. Но на Западе очень рано сфор­ми­ро­ва­лась пара­диг­ма кри­ти­че­ско­го и демо­кра­ти­че­ско­го соци­а­лиз­ма, пред­ста­ви­те­ли кото­ро­го не пита­ли иллю­зий отно­си­тель­но совет­ско­го госу­дар­ствен­но­го тер­ро­ра. Немецкие соци­а­ли­сты от Карла Каутского до Розы Люксембург отчет­ли­во гово­ри­ли о том, что ленин­ско-ста­лин­ский режим пред­став­ля­ет собой угро­зу для чело­ве­че­ской сво­бо­ды. В рос­сий­ском левом дви­же­нии эта пара­диг­ма не сфор­ми­ро­ва­лось. Это мы мог­ли наблю­дать в мас­сив­ной под­держ­ке веду­щи­ми рос­сий­ски­ми левы­ми «рус­ской вес­ны», окку­па­ции Крыма и Востока Украины. Антизападный и анти­аме­ри­кан­ский ресен­ти­мент заглу­шил в их созна­нии вся­кое пони­ма­ние свя­зи спра­вед­ли­во­сти и свободы.

Российские левые попа­да­ют в неко­то­рую дилем­му. Как вся­кие левые, они гово­рят о кри­ти­ке капи­та­лиз­ма, но име­ют в виду преж­де все­го запад­ный капи­та­лизм. А в этом слу­чае вся рабо­та соци­аль­ной кри­ти­ки, кото­рая свя­за­на, с одной сто­ро­ны, с кри­ти­кой путин­ско­го режи­ма как инстру­мен­та раз­нуз­дан­но­го обо­га­ще­ния власть пре­дер­жа­щих и их семей, а с дру­гой, с необ­хо­ди­мо­стью исто­ри­че­ской кри­ти­ки и пра­во­вой оцен­ки совет­ско­го про­шло­го, ока­зы­ва­ет­ся совер­шен­но бессмысленной.

Лишь в немно­гих текстах левых интел­лек­ту­а­лов в России я вижу совре­мен­ную модель кри­ти­ки, кото­рая соче­та­ет либе­раль­ные цен­но­сти с повест­кой соци­аль­ной спра­вед­ли­во­сти. Большая рабо­та в этом направ­ле­нии про­во­ди­лась тео­ре­ти­ка­ми в Шанинке. Это для меня и есть левая мысль – попыт­ка утвер­жде­ния и обос­но­ва­ния идеи спра­вед­ли­во­сти в демо­кра­ти­че­ском обще­стве. И в отно­ше­нии совет­ско­го про­шло­го, и в отно­ше­нии совре­мен­но­сти, и в отно­ше­нии будущего.

Проблема же левой мыс­ли в России в том, что она не сра­ба­ты­ва­ет уже в точ­ке пони­ма­ния спра­вед­ли­во­сти в отно­ше­нии совет­ско­го про­шло­го и тем самым ска­ты­ва­ет­ся в носталь­ги­че­ский дис­курс в отно­ше­нии советского.

T-i: То есть полу­ча­ет­ся, что, услов­но гово­ря, бороть­ся с режи­мом нынеш­ним как бы невоз­мож­но, не учи­ты­вая его исто­ков. А исток его, тем не менее, все-таки нахо­дит­ся в совет­ском прошлом?

НП: Тут воз­ни­ка­ет очень важ­ная про­бле­ма для поли­ти­че­ской фило­со­фии. Ведь путин­ский режим - это, конеч­но, порож­де­ние совре­мен­но­го гло­баль­но­го капи­та­лиз­ма. Причем, воз­мож­но, в его ради­каль­ной фор­ме, кото­рая даже не заду­мы­ва­ет­ся над вопро­сом соци­аль­ной спра­вед­ли­во­сти, но при этом исполь­зу­ет не толь­ко рито­ри­ку совет­ско­го патер­на­лиз­ма, но и соот­вет­ству­ю­щие прак­ти­ки госу­дар­ствен­но­го рас­пре­де­ле­ния и авто­ри­тар­но­го кон­тро­ля. То есть этот режим одно­вре­мен­но уко­ре­нен и в совет­ском про­шлом, и в капи­та­ли­сти­че­ском насто­я­щем. В этом его новиз­на и бли­зость авто­ри­тар­но­му капи­та­лиз­му Китая и про­чих авто­ри­тар­ных режи­мов. И поэто­му рас­про­стра­нен­ные мето­до­ло­ги­че­ские моде­ли соци­аль­ной фило­со­фии стал­ки­ва­ют­ся с про­бле­ма­ми его опи­са­ния: если его начи­на­ют опи­сы­вать в харак­тер­ной для левой кри­ти­ки поня­тий­ной сет­ке нео­ли­бе­ра­лиз­ма, из поля зре­ния исклю­ча­ет­ся его совет­ская состав­ля­ю­щая и совет­ские исто­ки это­го режи­ма. Но столь же про­бле­ма­тич­но рас­смат­ри­вать его как про­стое про­дол­же­ние совет­ской систе­мы, как некое веч­ное воз­вра­ще­ние «совет­ско­го человека».

T-i: Есть ли какая-то аль­тер­на­тив­ная тео­рия, сни­ма­ю­щая это противоречие?

НП: На мой взгляд, осно­вой для ана­ли­за может высту­пать идея «либе­раль­но­го соци­а­лиз­ма», кото­рая исхо­дит из нераз­рыв­ной свя­зи сво­бо­ды и спра­вед­ли­во­сти. Совсем недав­но в рус­ском пере­во­де вышла кни­га Акселя Хоннета «Идея соци­а­лиз­ма», кото­рая как раз обос­но­вы­ва­ет эту связь. Хоннет – пред­ста­ви­тель тре­тье­го поко­ле­ния Франкфуртской шко­лы. Он был уче­ни­ком Хабермаса и дирек­то­ром Института соци­аль­ных иссле­до­ва­ний во Франкфурте. Его рабо­ты о про­бле­ме при­зна­ния, соли­дар­но­сти, сво­бо­ды и спра­вед­ли­во­сти раз­ви­ва­ют кон­цеп­цию либе­раль­но­го соци­а­лиз­ма. В пост­со­вет­ской России этот круг идей прак­ти­че­ски не полу­чил раз­ви­тия. Да и в преж­ние пери­о­ды интел­лек­ту­аль­ной исто­рии соче­та­ние идеи соци­аль­ной кри­ти­ки, соци­аль­ной спра­вед­ли­во­сти и либе­ра­лиз­ма мож­но встре­тить лишь у немно­гих поли­ти­че­ских фило­со­фов, боль­шей частью пра­вых эсе­ров и каде­тов: у Марка Вишняка или Сергея Гессена.

T-i: Нужно мно­го вре­ме­ни, что­бы изме­ни­лось созна­ние и что­бы начал менять­ся дис­курс поли­ти­че­ской фило­со­фии. Получается, что у нас нету, услов­но, фило­соф­ско­го ресур­са для борь­бы на уровне идей?

НП: В России борь­ба на уровне идей почти все­гда закан­чи­ва­ет­ся власт­ны­ми репрес­си­я­ми про­тив оппо­нен­тов. Но тем важ­нее не терять из виду фило­соф­ское изме­ре­ние ана­ли­за. Когда я с кол­ле­га­ми заду­мы­вал сбор­ник «Перед лицом ката­стро­фы» и при­гла­шал к уча­стию авто­ров, я как раз про­сил их сфор­му­ли­ро­вать в фило­соф­ских поня­ти­ях общее виде­ние про­ис­хо­дя­щей ката­стро­фы, не огра­ни­чи­ва­ясь ком­мен­ти­ро­ва­ни­ем лен­ты теку­щих ново­стей. С тем, что­бы создать аль­тер­на­ти­ву идео­ло­ги­че­ско­му офи­ци­о­зу и пред­ло­жить дей­стви­тель­но иной взгляд: не про­сто на уровне жур­на­лист­ско­го рас­сле­до­ва­ния, а имен­но в плане фор­му­ли­ров­ки аль­тер­на­тив­но­го пони­ма­ния и ана­ли­за ситуации.

T-i: Вы нача­ли с того, что те фило­со­фы, те гума­ни­та­рии, кото­рые ока­за­лись сей­час на Западе, будут вынуж­де­ны рабо­тать не в про­стран­стве рус­ско­го язы­ка. Но если гово­рить о язы­ке фило­со­фии, то это ресурс для поли­ти­че­ско­го язы­ка, для поли­ти­че­ской борь­бы, без кото­ро­го невоз­мож­но будет вести циви­ли­зо­ван­ную поле­ми­ку. Уровень же обще­ствен­ной дис­кус­сии пока­зы­ва­ет, что сей­час уже это­го язы­ка нет, что люди бес­силь­ны аргу­мен­ти­ро­вать свои мне­ния. Получается, что мы не можем не про­дол­жать писать фило­соф­ские тек­сты на рус­ском языке?

НП: Конечно, без фило­соф­ской рабо­ты с поня­ти­я­ми невоз­мо­жен не толь­ко поли­ти­че­ский дис­курс, но и вооб­ще какой-то внят­ный пуб­лич­ный раз­го­вор о фун­да­мен­таль­ных вопро­сах, кото­рые каса­ют­ся сей­час каж­до­го из нас: вопро­сах о сте­пе­ни и моду­се нашей вовле­чен­но­сти в про­ис­хо­дя­щую ката­стро­фу и о воз­мож­но­сти ответ­ствен­но­го суж­де­ния об этом. Полемики в соц­се­тях для это­го совсем непри­год­ны в силу запре­дель­но­го эмо­ци­о­наль­но­го нака­ла, кото­рый прак­ти­че­ски не остав­ля­ет места для диф­фе­рен­ци­ро­ван­но­го выска­зы­ва­ния. Этот накал поня­тен и, в сущ­но­сти, оправ­дан. Но он при­во­дит к тому, что любая попыт­ка рас­суж­де­ния о поня­ти­ях ответ­ствен­но­сти и вины закан­чи­ва­ет­ся вза­им­ны­ми упре­ка­ми и обвинениями.

Конечно, такая рабо­та и невоз­мож­на в рам­ках фраг­мен­ти­ро­ван­ной ком­му­ни­ка­ции в соц­се­тях. Для это­го нуж­на пре­ем­ствен­ность фило­соф­ской рефлек­сии, кото­рая была бы сво­бод­на как от дик­та­та вла­сти, так и от дик­та­та пуб­лич­ной сфе­ры. В России фило­со­фия то и дело ста­но­ви­лась жерт­вой одно­го из них. А если, цити­руя Гегеля, эпо­ха не нахо­дит выра­же­ния в мыс­ли, если она оста­ет­ся не отре­флек­си­ро­ван­ной, то она как бы про­ва­ли­ва­ет­ся в небы­тие, не остав­ляя сле­дов в созна­нии совре­мен­ни­ков и потом­ков. Что, в общем, и обре­ка­ет нас на веч­ное и бес­смыс­лен­ное повто­ре­ние опы­та, кото­рый не дове­ден до отчет­ли­во­сти понятия.

Если мы гово­рим о семан­ти­ке фило­соф­ских поня­тий в рус­ском язы­ке, то мы сплошь и рядом стал­ки­ва­ем­ся со сле­да­ми такой фраг­мен­тар­но­сти даже на уровне слов, когда каж­дая новая фило­соф­ская мода при­хо­дит как буд­то на пустое место. Мы гово­рим сего­дня о «пер­со­наль­ной иден­тич­но­сти» и не видим свя­зи с «тож­де­ством лич­но­сти» Локка или «фило­со­фи­ей тож­де­ства» Шеллинга. Мы гово­рим о «пуб­лич­ной сфе­ре», но не узна­ем в ней преж­ней «глас­но­сти» и «обще­ствен­но­сти». И это каса­ет­ся вовсе не толь­ко пере­во­дов. Писать фило­соф­ские тек­сты на рус­ском язы­ке – это зна­чит, в первую оче­редь, осо­зна­вать эту посто­ян­ную угро­зу пре­ем­ствен­но­сти рефлек­сии и ее при­чи­ны: интел­лек­ту­аль­ные, куль­тур­ные и политические.

Именно поэто­му, кста­ти, мне было так важ­но издать сбор­ник «Перед лицом ката­стро­фы» на рус­ском язы­ке, хотя про­ще было бы его издать по-немец­ки или по-англий­ски. Важно, что­бы эта рефлек­сия состо­я­лась на том язы­ке, на кото­ром сей­час отда­ют­ся при­ка­зы об обстре­лах и бом­бар­ди­ров­ках укра­ин­ских горо­дов, что­бы внут­ри это­го язы­ка укреп­лял­ся интел­лек­ту­аль­ный ресурс сопротивления.

T-i: Чтобы закре­пить те уси­лия, о кото­рых вы гово­ри­те, нуж­ны инсти­ту­ции. Ведь всей этой рабо­той осмыс­ле­ния опы­та не может зани­мать­ся чело­век, кото­рый имми­гри­ро­вал и рабо­та­ет там бог зна­ет кем, в сво­бод­ное от рабо­ты вре­мя спи­сы­ва­ясь со зна­ко­мы­ми в «Телеграме» или сидя в «Фейсбуке». А сей­час мно­гие рело­ци­ро­ван­ные уче­ные вынуж­де­ны зани­мать­ся имен­но этим. Можно как-то изме­нить эту ситуацию?

НП: В России на про­тя­же­нии ее исто­рии инсти­ту­ции, заня­тые фило­соф­ской рабо­той, чуть ли не каж­дые десять лет под­вер­га­лись раз­гро­му и идео­ло­ги­че­ско­му подав­ле­нию. Поэтому обес­пе­чить пре­ем­ствен­ность рефлек­сии почти невоз­мож­но. А ведь без нее не смо­жет фор­ми­ро­вать­ся созна­ние субъ­ект­но­сти в пуб­лич­ном про­стран­стве. В эми­гра­ции ситу­а­ция иная: там нет таких угроз и име­ют­ся все усло­вия для само­ор­га­ни­за­ции. Совсем недав­но в Париже ста­ра­ни­я­ми уехав­ших фило­со­фов и гума­ни­та­ри­ев по ини­ци­а­ти­ве фило­со­фа Юлии Синеокой был создан «Независимый инсти­тут фило­со­фии» как заре­ги­стри­ро­ван­ная обще­ствен­ная орга­ни­за­ция, кото­рая как раз и ста­вит целью инсти­ту­ци­о­на­ли­зи­ро­вать про­цесс фило­соф­ской рефлек­сии. Но есть дру­гие про­бле­мы: слож­но создать ста­биль­ный форум дис­кус­сии в силу тер­ри­то­ри­аль­но­го рас­се­я­ния участ­ни­ков и необ­хо­ди­мо­сти искать рабо­ту в новых усло­ви­ях. Через какое-то вре­мя най­дут­ся воз­мож­но­сти инте­гри­ро­вать эти ини­ци­а­ти­вы в ака­де­ми­че­скую систе­му Запада, вклю­чая, конеч­но, и Израиль, Австралию, Японию. Но это уже не будет свя­за­но с рабо­той внут­ри рос­сий­ской интел­лек­ту­аль­ной тра­ди­ции, а ско­рее ста­нет частью Russian studies, потреб­ность в кото­рых будет тем боль­ше рас­ти, чем силь­нее Россия будет пре­вра­щать­ся в «закры­тое общество».

 

Читайте на нашем сай­те цикл интер­вью «Есть смысл»: Евгения Вежлян бесе­ду­ет с пред­ста­ви­те­ля­ми гума­ни­тар­ных и обще­ствен­ных наук.

Михаил Соколов: «Призма, сквозь кото­рую сей­час смот­рят на Россию, — это война»

Ирина Савельева: «Надо было видеть мир за пре­де­ла­ми сво­ей хижины»

Олег Лекманов: «Спасает без­на­деж­ность наше­го положения…»

Виктор Вахштайн: «В России мера вли­я­тель­но­сти уче­но­го — это мера его виновности»

  31.07.2023

, , , ,