Отечественные записки из подполья

«Общее настроение — избегание реальности»

https://tinyurl.com/t-invariant/2024/08/obshhee-nastroenie-izbeganie-realnosti/

НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ ПРОИЗВЕДЕН, РАСПРОСТРАНЕН И НАПРАВЛЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ T-INVARIANT, ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА T-INVARIANT. 18+

T-invariant продолжает проект, в рамках которого российские учёные и преподаватели на условиях анонимности рассказывают, как меняется их жизнь и их труд в условиях войны и тотального «закручивания гаек». В очередной записке молодой социальный исследователь одного из столичных вузов рассказывает, пользуются ли студенты вынужденным новоязом и как администрация в вузе старается сохранить тёплые отношения с учащимися.

Основные эмоции, когда работаешь в российском вузе в такое время, — разочарование и мысли в духе «всё пропало, сейчас всё посыпется». Тем более что подобрать ленту новостей, которая поможет в этом утвердиться, очень легко.

Однако такой образ мыслей — это ловушка. Реальность сложнее, и жизнь, несмотря ни на что, продолжается. Я хотел бы рассказать о жизни студентов, преподавателей и администрации одного ведущего российского вуза с 24 февраля 2022 года и по сегодняшний день.

Главные новости о жизни учёных во время войны, видео и инфографика — в телеграм-канале T-invariant. Подпишитесь, чтобы не пропустить.

Сначала о студентах. Как упомянули в разговоре со мной двое выпускников 2023 года, никаких сверхъестественных изменений в их отношении к жизни после начала войны не произошло — в том смысле, что из потока в 60 человек войну не поддержал, по их наблюдениям, ни один. Некоторые студенты активно высказывались против войны в закрытых студенческих чатах. Некоторые (самые недалёкие) постили неуместные шутки и мемы. Но не было никого, кто поддержал бы войну. Я как преподаватель тоже не заметил ни одного “провоенного” студента за последние два года работы из порядка 100 человек, за которыми имел возможность наблюдать. Напротив, кто-то даже имеет храбрость вписывать бело-сине-белый флаг в свои аватарки в Телеграме, несмотря на то, что используют его для общения с преподавателями и с администрацией.

Интересны наблюдения моих студентов в отношении профессуры: «Если говорить о реакции преподавателей, то никто из более чем 15 преподавателей, с которыми мы работали в 2022 году, никак не отреагировал на начало войны». У меня в этой связи есть такое сравнение: после выборов в Государственную Думу осенью 2021-го, то есть незадолго до войны, один смелый преподаватель выделил целое занятие, чтобы показать аналитику по фальсификации результатов выборов в Москве. После 24 февраля 2022 я такого не видел. Но я сам также был среди отмолчавшихся преподавателей.

Однако нельзя сказать, что реакции совсем не было.

После того, как наш ректор подписал письмо в поддержку войны, студенты и преподаватели собрали множество открытых подписей под петицией, призвав его отозвать свою подпись и воздержаться от таких заявлений без обсуждения со студентами и преподавателями. Ректор подпись не отозвал, однако санкций против осудивших его позицию не было.

Любопытно, что в первый год войны ни студенты, ни преподаватели не придерживались новояза: например, говорили «война» вместо «СВО» или «западные страны» вместо «недружественные страны». В это же время руководители и сотрудники государственной корпорации, в которой я тогда работал, перестроились моментально. Также любопытно, что студенты, которые учатся сейчас, по умолчанию называют войну «СВО», но переключаются, если преподаватель называет вещи своими именами.

Если говорить о планах студентов, то самые активные и толковые пытаются найти магистратуру за пределами России и уехать, просят рекомендательные письма, предметно расспрашивают о жизни и карьере в Европе. По отзывам тех, кто уже уехал, качество образования в их новых университетах выше (бо́льшая глубина погружения и тесная связка с прикладными задачами), а атмосфера более открытая и дружелюбная. Однако качество организации процессов, а также учебного пространства в российской alma mater им нравится больше.

Впечатления о коллегах-преподавателях совпадают с отзывами студентов: все старательно делают вид, что ничего не происходит. Например, я спросил одного из коллег, как он относится к яркому провоенному высказыванию одного из преподавателей/функционеров нашего ВУЗа, на что получил ответ: «У меня нет об этом мнения. Это не моя предметная область…»

Ещё из любопытного. После начала войны какое-то количество преподавателей уехало из России. В итоге сформировался дефицит преподавателей, и их всеми силами пытаются удерживать: без волокиты оформляют удалёнку, идут навстречу в соблюдении формальностей, лояльно относятся к “сырым” программам и т.д.

Если же говорить об администрации на уровне кафедры, то общее настроение такое же, как у преподавателей: избегание реальности. Но, несмотря ни на что, люди болеют за своё дело: пытаются закрывать нехватку преподавателей/ассистентов, заботятся о студентах, организуют полезные мероприятия, воркшопы и стажировки.

Забавно что между администрацией и студентами есть большой культурный разрыв (видимо, в силу возраста), поэтому какие-то инициативы или коммуникации выглядят кринжово и студенты их троллят, но все-таки отношения между студентами и кафедрой уважительные и тёплые.

К слову, во время написания этого текста я проверил вузовскую электронную почту на предмет провоенных рассылок и приглашений на Z-мероприятия и не нашёл ни одного. Видимо, на уровне выше кафедры тоже нет большого энтузиазма на эту тему.

Если подвести итог всему сказанному, складывается ощущение, что люди не одобряют происходящие в России процессы, но пытаются их не замечать и пассивно ждут, когда всё вернётся в норму — как минимум к состоянию до 24 февраля 2022 года.

  23.08.2024