Отечественные записки из подполья

«Сложно представить, как вузы и их руководители смогут отмыться от нынешнего грехопадения»

https://tinyurl.com/t-invariant/2024/08/slozhno-predstavit-kak-vuzy-i-ih-rukovoditeli-smogut-otmytsya-ot-nyneshnego-grehopadeniya/

НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ ПРОИЗВЕДЕН, РАСПРОСТРАНЕН И НАПРАВЛЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ T-INVARIANT, ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА T-INVARIANT. 18+

T-invariant продолжает проект, в рамках которого российские учёные и преподаватели на условиях анонимности рассказывают, как меняется их жизнь и их труд в условиях войны и тотального «закручивания гаек». В очередной записке социальный исследователь одного из столичных вузов рассказывает, как «национализируется» наука в стране и почему российские социальные науки рискуют в скором времени оказаться на мировой периферии.

В последние два года многие мои коллеги, учёные из сферы социальных наук, говорят, что смысл их работы в значительной степени утерян. И я сам примерно это же чувствую. Это касается и публикаций, и конференций, и вообще привычного сотрудничества с единомышленниками. Многие из таких единомышленников уехали или ушли в режим «вненаходимости», поскольку опасаются доносов. Последний кейс с увольнением Александра Сунгурова выглядит очередным гвоздем в гроб отечественной политологии. Сам я могу добавить к этому крайне негативный опыт наблюдения за тем, как трансформируется сама академическая среда.

Она все больше склоняется к послушному дрейфу в направлении, обозначаемом совсем не учёными. А многие преподаватели открыто записались в «первые ученики» и теперь стараются быть «первыми лоялистами на деревне».

Мне лично помогают две вещи: семья и студенты — причём, не знаю, в каком порядке это стоит перечислять. Семья держит на плаву в эмоциональном плане; студенты помогают почувствовать, что не всё потеряно, что надежда на лучшее будущее ещё жива.

Главные новости о жизни учёных во время войны, видео и инфографика — в телеграм-канале T-invariant. Подпишитесь, чтобы не пропустить.

Мне кажется, что главная новация последних лет — открытое постулирование (причем всё более частое) идей о «национализации» и «суверенизации» науки, что выглядит одновременно сюрреалистично, карикатурно и чудовищно. На сайте одного из ведущих вузов уже открыто вывешивают новости с заголовком «Россия прежде всего» — будто и не было в истории России противостояния с теми, кто произносил аналогичные слова по-немецки и о тысячелетнем германском рейхе. Люди буквально переобуваются в воздухе, и тот, кто вчера публиковал учебники при поддержке фонда «Открытое общество», сегодня на всех площадках клеймит подлого Сороса и страшный заговор «коллективного Запада» против России. Доходит до откровенных нелепостей, когда элементом «гибридной войны» (ещё одно коллективное безумие) объявляют, например, тесты — как нечто, мол, априори чуждое великой и самобытной «русской науке». 

Ничем не «хуже» идеи отменить преподавание зарубежных концепций и теорий вообще — на худой конец, предлагается рассматривать их в лучших советских традициях «критики буржуазных теорий». Тем исследователям, которые пытаются сохранить прежний здравый смысл (нескромно отношу себя к ним), приходится заново прокачивать навыки эзопова языка и эвфемистичного представления описываемой действительности. Гранты в области социальных исследований уже почти открыто распределяются не по соображениям научной обоснованности и качества заявок, а по соображениям «злободневности» темы и «соответствия традиционным духовно-нравственным ценностям». Можно посмотреть, на какие темы в последнее время выдает гранты т.н. «Экспертный институт социальных исследований».

В ближайшие годы без резкого изменения в публичной сфере и на режимном уровне будет происходить открытая деградация социальных наук. Они и раньше держались скорее на подвижничестве отдельных исследователей и отдельных коллективов, сейчас же это подвижничество, как минимум, ополовинено эмиграцией и релокацией и добивается отказом многих оставшихся от науки в пользу идеологии, а то и открытой пропаганды.

Учитывая и без того колоссальное отставание российских академических структур от ведущих зарубежных, разрыв вполне может стать непреодолимым, и отечественные социальные науки займут, к сожалению, заслуженное место на глубокой мировой периферии.

 Мне всё больше кажется, что изменить ситуацию в пределах современной системы университетов и научных организаций просто невозможно. Да, здесь я пессимист. Нужны новые формы взаимодействия и сотрудничества, новые объединения и ассоциации, причём, конечно же, исключительно частные. Более того, я считаю, что в момент, когда колесо Сансары развернется в обратную сторону, масштабы современного «коллаборационизма» со стороны академических структур предстанут настолько чудовищными, что система будет демонтирована и перестроена по каким-то новым лекалам. Наверное, в таком «сломе» ничего особенно хорошего нет, но представить, как вузы и их руководители смогут отмыться от нынешнего грехопадения, мне достаточно сложно.

  8.08.2024