Антропология Университеты

И Бахтиным не прикрыть. «Нечистотный поворот», который совершили антропологи двух столиц, не удалось замести под ковёр цензуры 

https://tinyurl.com/t-invariant/2024/11/i-bahtinym-ne-prikryt-nechistotnyj-povorot-kotoryj-sovershili-antropologi-dvuh-stolits-ne-udalos-zamesti-pod-kovyor-tsenzury/

НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ ПРОИЗВЕДЕН, РАСПРОСТРАНЕН И НАПРАВЛЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ T-INVARIANT, ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА T-INVARIANT. 18+

Русский философ Михаил Бахтин исследовал карнавал и смеховую культуру в застойные годы позднего СССР и называл такие темы «‎материально-телесным низом». Спустя полвека в Санкт-Петербурге антропологи назвали двухдневную конференцию про экскременты в культуре «Anthropopology: Brown Studies и нечистотный поворот». Смелое начинание студентов быстро превратилось из уникального академического события в яркий пример внутренней и внешней идеологической цензуры. И пока начальство пыталось «не привлекать внимания» к событию, на хайп вокруг «семиотики говна» уже работали миллионные паблики уровня «Двача» и MDK. 

«Я имею полное право сказать организаторам, что тема вашей конференции — говно», — так начал свой доклад «Заметки по семиотике говна» доцент факультета антропологии Европейского университета в Санкт-Петербурге Михаил Лурье, ранее руководивший этим факультетом.

И действительно, в питерском вузе, и вообще в России, впервые в истории прошла конференция про экскременты в культуре. Она длилась два полных дня и собрала весь цвет исследователей нечистот из ведущих университетов двух столиц.

Главные новости о жизни учёных во время войны, видео и инфографика — в телеграм-канале T-invariant. Подпишитесь, чтобы не пропустить.

В мировой истории первопроходцами в презентации лучших результатов изучения столь жизненно важной темы стали британские учёные (даже тут они), но организаторы российского мероприятия считают, что им удалось копнуть гораздо глубже, и тема 💩 была раскрыта чуть более, чем полностью. Антропологам действительно удалось собрать все сливки в анализе представленного материала. Судите сами.

Вот лишь некоторые, отобранные искушёнными наблюдателями, хайлайты Brown Studies:

— туалетная тема в послевоенной советской карикатуре;

— практики испражнения на арктических полярных станциях начала ХХ века;

— «заговор на понос» в эзотерических интернет-сообществах;

— типология и проектирование музейных туалетов;

— использование искусственного интеллекта для создания нейрокаверов на песню «Говновоз»;

— экскременты в голландской живописи и гравюре XVII века;

— феноменология высокотехнологичных японских унитазов.

Второй особенностью российской конференции (по сравнению с полной открытостью к телесному низу британских учёных) стала её подлинная элитарность и верность позднесоветской традиции приватности. В 1960-1980-е годы самые прогрессивные гуманитарные и социально-экономические академические события проводились либо по точечным приглашениям, либо под прикрытием отвлечённых или непонятных названий, чтобы не привлекать внимание цензоров и «первого отдела». В 2024 году «Нечистотный поворот» мог и не случиться. Но антропологи хорошо понимают природу человека, особенно природу тех, кто по долгу службы или по воле сердца держит нос по ветру и как мухи летит на любые нековенциональные темы.

Однако, пронесло! Многочисленные доброхоты и доносчики, проверяющие мусорные корзины (помимо сайта и социальных сетей) Европейского университета, узнали о конференции, когда всё, включая чернила в блокнотах избранных корреспондентов, уже просохло. Напомним, что Европейский университет находится под постоянным гнётом самых разных проверяющих органов как никакой другой вуз в России. T-invariant многократно рассказывал об этом (например, здесь, здесь и здесь). 

Однако табуированная тема быстро сделала конференцию легендарной. Настолько легендарной, что о нём подробно написали паблики «Двач» и MDK. Была ли в истории научной России другая научная конференция, на которую бы откликнулись эти гиганты хайпа? Реакция последовала незамедлительно. Вскоре на сайте университета страница события перестала быть публичной, а телеграм-канал конференции (полюбившийся читателям) был удалён. Организаторы и авторы докладов отказались обсуждать свой успех с журналистами даже анонимно, а обещанная ранее многочасовая видеозапись так и не была опубликована и видимо навсегда останется в питерских анналах, откуда выдачи нет. Город, который подарил России и миру несколько революций, а несколькими годами ранее вернувший любознательным горожанам опыт хождения на конференции-квартирники (строго по личному приглашению), в скором времени может ввести в оборот и видео с конференций на VHS, которые истинные интеллектуалы будут брать на ночь, чтобы посмотреть и переписать себе. 

Ранее ссылка на этом скриншоте вела на телеграм-канал конференции, но теперь он удалён

«Если угодно, это был такой научный карнавал»

Однако в любой даже самой безвыходной ситуации, если не торопиться (а доктора запрещают торопиться с этим!), потуги будут вознаграждены. Корреспонденту T-invariant удалось получить комментарий одного из докладчиков:

– ‎Вероятно, организаторами было задумано, что это будет совершенно серьёзная конференция! ‎Да, в теме есть некий вызов привычным рамкам. Никто из ученых специально этими материями не занимался, и некоторые доклады выглядят как немного пародийные. В них сложно отличить серьёзные выводы от шуточных. Если угодно, это был такой научный карнавал. То, что у людей была такая бурная реакция, совершенно естественная штука. Более того, некоторые восприняли конференцию как нечто провокационное и вызывающее, а, между прочим, это вполне существующая область исследований. 

Бахтин называл такие темы «‎материально-телесным низом», и их обсуждение вызовет смех и у детей, и у учёных-антропологов. Если сказать ребенку слово «‎попа», он будет смеяться. Как видите, взрослые люди в этом плане не сильно отличаемся. При этом тот же ребенок к собственной попе относится максимально серьёзно, так как это часть его тела, которая может быть в разных состояниях, болеть, например. А вот абстрактная попа как культурное явление всегда вызовет смех.

По содержанию это были самые обычные выступления в гуманитарных областях и не только. Конференции о запахах, насекомых, смерти, о чём угодно могут показаться более серьёзными, хотя мы на них смеёмся не меньше: всегда есть удивительные материалы, особенно, если это касается фольклора, литературы, полевых исследований. Отсев слушателей тоже не отличался от остальных: если кому-то неинтересно, он не будет слушать или выступать. 

Нельзя сказать, что за рамками этой конференции есть специалисты, которые занимаются только экскрементами в культуре. Но неизбежно какой-то материал оказывался под рукой, откладывался, встречался в литературе или наблюдениях. А тут отличный повод оформить это в какой-то текст и поделиться с коллегами. Это тоже обычная история: ты можешь не заниматься темой конференции, а подходящий сюжет на эту тему где-то лежит. В общем, для меня она не отличалась от других междисциплинарных конференций. 

Разница лишь в том, что многие ее восприняли как шутку и за этим было интересно наблюдать. Это же целая научная конференция про какашки, событие! Кто-то радовался в соцсетях, мол, отлично, что такое сделали, кто-то возмущался. Это была, надо сказать, довольно ожидаемая история. Если мы занимаемся беспристрастной наукой, мы должны быть готовы к более широким культурным рамкам и темам, которые могут вызвать такой резонанс и такую реакцию.

Фриганы, ночные горшки, советская карикатура. 

Корреспондент T-invariant составил свой ТОП-список докладов. Всех, кто прошел «стояние у Верхнего Ларса», особо тронул рассказ Гликерия Улунова из ЕУСПб и НИУ ВШЭ о фриганах (их, напомним, российская пропаганда представляет как печальное будущее эмигрантов на Южном Кавказе) с точки зрения практик поиска еды и их протеста против общества потребления.

Ещё один хит — доклад о ночных горшках. Екатерина Блатова (ЕУСПб) рассказала о том, как у человека появляется интимное пространство. Если в Европе в начале XVIII века можно было встретить общественные туалеты, то ночная ваза уже говорит об уединении своего владельца. И особенно владелицы, так что через ночные горшки можно говорить о женской сексуальности глазами мужчин того времени. Не праздным был и опыт жизни в зоне вечной мерзлоты, где вместо водопровода семья и живущая в ней учёная пользовались ведром. 

Актуальные видео о науке во время войны, интервью, подкасты и стримы со знаменитыми учёными — на YouTube-канале T-invariant. Станьте нашим подписчиком!

Гораздо ближе, чем кажется, стала и советская послевоенная карикатура, которую рассматривала в своём докладе Анна Шевцова (МПГУ). В них туалетная тема тоже присутствовала, но либо как признак детства, либо как деталь безалаберности советских строителей, поставивших ванную вертикально, либо как зарисовка советского быта с вечной очередью в уборную. Но не более. Интересно, что в советской карикатуре рядом с темой туалета по уровню запретности могли соперничать только аборты или подростковые беременности. Отчасти эта табуированность так и осталась в постсоветском пространстве. Фекалий крупным планом, как в фильме Такеши Китано «‎Снял кого-нибудь?», не покажут. Да и высокотехнологичные туалеты, как в Японии, покажутся какой-то шуткой. А это, между прочим, целая культура чиндогу, о которой поведал выпускник аспирантуры ЦПФ «Стасис» ЕУСПб Михаил Федорченко, — «мусорные» изобретения, которые не преследуют своей целью выгоду, а просто представляют собой забавные штуки.

В практическом плане разница культур проявилась в ковидное время. Ректальный мазок гораздо точнее, чем ПЦР, однако в Европе, да и в России, такой метод ожидаемо не прижился. Зато прижились музейные туалеты как часть экспозиции: как ни странно, большая часть отзывов на музеи строится именно на посещении уборных, и непродуманный или неопрятный туалет оставит самые дурные воспоминания. Так что некоторые музеи уже сделали их не только интересными, где посетителям предлагают оставить рисунок на стене на память или пройти квест по QR-коду, но и информативными. Например, рассказать об истории развития уборной или стилизовать её под средневековую. Почему бы нет? 

А что, если через тему экскрементов поговорить об экологии и эксплуатации животных? Запросто. В докладе антрополога Марии Пироговской прозвучала история о самом дорогом в мире кофе. Это переваренные пальмовой циветтой, или мусангом, зёрна, ради которых зверьков держат на специальной диете. Это вызывает споры, что же сохранять, плантации и уникальный продукт или животное. Да и другие телесные выделения, которые обычно вызывают реакцию «‎фу», могут стать предметом охоты, например, полотенца и личные вещи со следами пота знаменитостей или мумиё. Наконец, телесные выделения — это же чистая магия! Отрезанные волосы, ногти, кровь — всё это использовалось и используется ради заговоров. 

Кстати, о заговорах. Если вам кажется, что «‎заговор на понос» — это всем известный мем про лучи поноса, то нет. Это реально существующие заклинания во многих эзотерических традициях, которые должны и унизить жертву (опять же, это стыдная и табуированная болезнь), и испугать её. Да и сами фекалии могут использоваться для порчи и в настоящее время. За форумами и группами, где люди обстоятельно обсуждали подробности таких практик, долгое время наблюдала Юлия Ковыршина (ЕУСПб). 

Отторжение у некоторых может вызвать ассоциация фекалий с чем-то нечистым. Один из докладов был посвящён насущной для многих собачников проблеме поедания питомцами чужих экскрементов (в том числе из-за этого собаки во многих культурах сами стали нечистыми животными). В русском языке слово «‎говно» приобрело ещё и мотив разрушения и способ говорить о запрещенном. «‎Других» могут называть словами, связанными с фекалиями, как это видно из доклада о маркизе де Саде, когда язык ненависти выражается через туалетные темы.

Ожидаемо бурную реакцию вызвал доклад Михаила Алексеевского из Центра городской антропологии КБ Стрелка о каверах на песню «‎Говновоз», написанную ещё в 1996 году. Уникальность этой песни в том, что она не содержит мата и ложится почти на любой мотив. Так что пользователи интернета привлекли всю мощь современных технологий и заставили петь известных исполнителей, переложили слова на заставки сериалов и даже мистифицировали концерт Высоцкого, который якобы исполнял эту песню в 1969 году. Видеоряд обычно также сгенерирован нейросетью, так что постчеловеческий фольклор, где наше участие минимально, уже существует. Таких видео на YouTube буквально тысячи. 

YouTube player

Итог первой конференции таков, что теперь уже пора готовиться к следующей. Туалетная тема безгранична, так что в кого можно кидаться своими тезисами, вы теперь знаете.

Текст: Анна Гребенникова

  28.11.2024

, , , ,