В проекте «Создатели» T-invariant совместно с RASA (Russian-American Science Association) продолжает публикацию серии биографических очерков о выходцах из Российской империи, внесших значительный вклад в мировую науку и технологии. Очерк посвящен астроному Александру Высоцкому. Он родился в Москве, но большую часть жизни работал в обсерватории Университета Вирджинии. Здесь он составил первый каталог красных карликов и экспериментально подтвердил вращение нашей Галактики.
Сильный акцент
Профессор Александр Высоцкий до конца своей долгой жизни говорил по-английски с сильным акцентом. Впрочем, среди американских астрономов это было не таким уж редким явлением. Николай Бобровников, Георгий Гамов, Отто Струве — астрономы и астрофизики, выходцы из Российской империи — работали во многих американских университетах. Многие из них с детства знали французский и немецкий, но не английский. Ему приходилось учиться уже в зрелом возрасте. Супруга Высоцкого была американкой. Сын стал известным американским математиком. Но и Высоцкого приняли в «Общество ворона» — закрытый клуб ученых Университета Вирджинии. Правда, до этого Высоцкий проработал в обсерватории университета 30 лет. Высоцкий покинул университет 65 лет назад, но его сильный акцент все еще остается: в Университете Вирджинии ежегодно присуждают стипендию его имени самым способным студентам-астрономам.
Астроном-поручик Александр Высоцкий
Александр Николаевич Высоцкий родился в Москве 23 мая 1888 года. О его родителях и семье мы ничего не знаем. Возможно, он принадлежал к одной из пяти ветвей дворян Высоцких, но к какой именно, пока установить не удалось. По окончании гимназии он поступил на физико-математический факультет Московского университета. Там он оказался в числе членов Московского кружка любителей астрономии. В то время астрономия была престижным увлечением среди интеллектуалов — ей заинтересовались даже братья-художники Аполлинарий и Виктор Васнецовы, которые тоже состояли в этом кружке.
Члены кружка имели в своем распоряжении сразу несколько хороших телескопов (рефракторов диаметром от 3 до 6 дюймов), подаренных частными лицами. В декабре 1909 года кружковцы первыми в Москве сфотографировали комету Галлея. Участники докладывали о своих наблюдениях на заседаниях кружка и даже публиковали результаты в научных журналах.
Высоцкий сразу же зарекомендовал себя как увлеченный молодой ученый и просветитель: выступал с докладами по астрономии (о строении Вселенной), читал лекции в кружке для рабочих «Знание неба». Активно участвовал в вычислениях таблиц для «Русского астрономического календаря» и ежегодника Русского астрономического общества. Вместе с профессором Константином Баевым составил Атлас астрономических картин, изданный в 1915.
В 1913 году Высоцкий был зачислен в Николаевскую Главную астрономическую обсерваторию (ныне Пулковскую), где работал под руководством известного астрометриста Сергея Костинского. Молодой ученый сразу же представил директору обсерватории академику Оскару Баклунду план наблюдения движений 700 двойных звезд, который был рассчитан на десять лет. Но поработать в обсерватории Высоцкому довелось только два года. Началась Первая мировая война, и осенью 1915 года его призвали в армию.
Хорошо владея несколькими языками (в том числе французским и немецким), Высоцкий стал связистом-разведчиком. Он занимался перехватом и расшифровкой вражеских радиосообщений. Он успешно справлялся и получил звание поручика. Радиостанция, на которой он работал, находилась всего в 10 км от Пулковской обсерватории. Это позволяло ему поддерживать связь с коллегами. Надежда, вернуться к астрономической работе после войны, у него оставалась.
Но после прихода к власти большевиков Высоцкий вступил в армию Деникина, и вместе с ее остатками эмигрировал в Константинополь.
Из Константинополя в Вирджинию
Из Константинополя Высоцкий перебрался в Тунис, где какое-то время преподавал естественные науки другим беженцам из Российской империи. Однако дальше ему улыбнулась удача. Статья, опубликованная в немецком астрономическом журнале, помогла ему получить место в Университете Вирджинии в США. Впрочем, не меньшую роль сыграли и связи.
«Высоцкий попал сюда благодаря Струве, — вспоминал его многолетний коллега и соавтор Пит ван де Камп. — Высоцкий, как и многие выходцы из России, боролся с коммунистами и остался ни с чем. Белые проиграли, как все мы знаем. Об этих белых русских какое-то время заботились, дали возможность получить образование, и Высоцкий вел переписку со Струве. А Струве — с Митчеллом. Митчеллу нужен был еще один человек в обсерваторию. Митчелл попросил Высоцкого приехать, и тот приехал».
Хорошо известный в научных кругах Отто Струве сам успел пройти через лишения и понимал трудности коллег. Имя Струве было прекрасно известно, — он принадлежал к прославленной семье астрономов. Его прадед Василий Струве был одним из основоположников звездной астрономии. Он стоял у истоков той самой Пулковской обсерватории, которая фактически строилась для него и по его проекту. (И дед, и отец, и дядя Отто Струве тоже были знаменитыми астрономами. Отто Струве мы планируем посвятить отдельный очерк).
Отто Струве, как и Высоцкий, воевал в Белой армии, а впоследствии оказался в Константинополе без работы и ясных перспектив. Но он поддерживал как деловые, так и близкие дружеские отношения со многими бывшими соотечественниками, оказавшимися в эмиграции в США и с американскими астрономами. Благодаря его личным ходатайствам многие молодые эмигранты получили работу. К ним относился и Высоцкий. Он начал работать в Университете Вирджинии в 1923 году.
Ученому повезло вдвойне: в Университете Вирджинии в обсерватории Маккормика в то время находился самый большой в США и второй по величине в мире телескоп. Начиная с 1914 года, директор обсерватории Сэмюэл Митчелл вел программу по измерению расстояний до близлежащих звезд. Огромный вклад в нее внес и Высоцкий вместе со своей женой Эммой Уильямс-Высоцкой. Эмма тоже была астрономом. Она получила докторскую степень в Гарварде. Они заключили брак в 1929 году. Эмма стала верным другом и соавтором Высоцкого на сорок с лишним лет.
Коттедж Высоцких на территории Университета Вирджинии, рядом с обсерваторией Маккормика. Университет Вирджинии купил это здание в шестидесятых годах. Картина Эдварда Томаса.
Красные карлики и вращение Галактики
Александр и Эмма Высоцкие вместе с коллегами составили каталог близких к Солнцу красных карликов — тусклых и холодных звезд. 10-дюймовый рефрактор, подаренный университету Вашингтонским институтом Карнеги, хорошо подошел для такого анализа. На него была установлена объективная призма, которая позволяла одновременно снимать спектры всех звезд на одной фотографии. Спектры позволили Высоцкому и его коллегам классифицировать звезды в соответствии с температурой поверхности и гравитацией. Им удалось идентифицировать десятки тысяч красных карликов. Этот каталог не потерял своего значения до сих пор.
В 1926–1927 годах шведский астроном Бертиль Линдблад и голландский астроном Ян Хендрик Оорт высказали предположение, что вся наша Галактика вращается. Но их исследование было подтверждено только наблюдениями за движением самых ярких звезд (в основном голубых гигантов). А этого недостаточно.
Высоцкий и ван де Камп в 1930-ые годы обратили внимание на то, что фотографическое движение звезд зависит от их спектрального класса. Фотографическое собственное движение звезд определяется их смещением относительно группы опорных звезд на фотоснимках, сделанных в разное время. Но метод давал много систематических ошибок, которые возникали из-за разницы в яркости и цвете звезд, их положения на пластинке. Эти условия трудно калибровать, так как на них влияют меняющиеся условия наблюдений (в том числе прозрачность атмосферы).
Страница журнала Science News Letter от 18 мая, 1935 с кратким изложением статьи Высоцкого и ван де Кампа о вращении Галактики.
Высоцкий и ван де Камп оценили дисперсию групповых скоростей красных карликов. Это позволило провести калибровку фотографического движения. В результате астрономы подтвердили вращение нашей Галактики, но уже не на отдельных ярких звездах, а на десятках тысяч красных карликов. Астрономы почти точно вычислили продолжительность галактического года, то есть время, за которое Солнце совершает полный оборот вокруг центра Галактики, — около 200 миллионов лет.
«Подобно ворону…»
Высоцкий проработал в обсерватории Маккормика 35 лет, прежде чем выйти в отставку в 1958 году. Он не терял связи с родиной и время от времени присылал статьи для «Русского астрономического календаря», издававшегося Нижегородским кружком любителей физики и астрономии. В этом издании в 1927-1934 годах были опубликованы три его статьи. Он вел обширную переписку с советскими коллегами и следил за их работой. С начала 1950-х Высоцкий в сотрудничестве с обсерваторией Гарвардского колледжа занимался реферированием статей из советских астрономических журналов. Он также составлял аннотации к русским докладам, представляемым на американских и международных конференциях.
Высоцкого уважали в университете не только за его научные заслуги. Он играл на скрипке в оркестре обсерватории. Оркестр возглавлял Пит ван де Камп, а Высоцкий был в нем первой скрипкой.
В 1953 году он был избран членом «Общества ворона», названного в честь одного из самых известных выпускников университета — Эдгара Аллана По. «Подобно всеядному ворону, который рыщет в поисках пищи, члены общества должны заниматься неустанным поиском знаний», — писал профессор английской литературы Чарльз Кент.
После ухода Высоцкого его место долго пустовало. Многие начатые им программы некому было продолжить, и они были свернуты. Скончался Александр Высоцкий 31 декабря 1973 года в возрасте 85 лет. Вскоре после этого в Университете Вирджинии учредили стипендию имени Высоцкого, которая присуждается выдающимся студентам за работы в области астрономии.
О сыне
Интересной оказалась и судьба сына Высоцких — Виктора. Будучи математиком и компьютерщиком, он был одним из первых создателей компьютерных вирусов. В 1961 году, работая в Bell Telephone Labs, Виктор Высоцкий изобрел игру с красноречивым названием «Дарвин». Программы, написанные на ассемблере (они назывались «организмами»), в процессе игры должны были вытеснять «организмы», загруженные другим программистом. Победителем назывался тот, чьи «организмы» смогли нанести вред чужим и вывести их из строя.
Позже принципы работы и исходники этой игры послужили источником вдохновения для нескольких создателей первых компьютерных вирусов. Как, впрочем, и антивирусных программ. С работой Виктора Высоцкого связаны многие идеи операционной системы UNIX.
Источники:
Родословная «Высоцких»
Биография Александра Высоцкого на сайте Университета Вирджинии (архивированная копия)
Сайт общества «Ворона» (The Raven Society)
Проект «Устная история». Библиотека Нильса Бора. Разговор с Питом ван де Кампом
Вращение Млечного пути показано для тусклых звезд. Science News Letter, 13 мая 1935 года
Illustrious Immigrants. The Intellectual Migration from Europe, 1930-41. Laura Fermi. University of Chicago Press, Chicago, 1968.
Балышев М. Отто Людвигович Струве,1897-1963. М., 2008.
Русское зарубежье. Золотая книга эмиграции. Первая треть XX века. М.,1997.
Энциклопедический биографический словарь. М., 1997.
История компьютерных вирусов. О Викторе Высоцком.
Автор очерка Антон СОЛДАТОВ
Проект «Создатели». T-invariant совместно с RASA (Russian-American Science Association) при поддержке Richard Lounsbery Foundation
Человек земли. Очерк биографии и научной деятельности Зельмана Ваксмана
Георгий Кистяковский — неизвестный отец американской бомбы
Антон Солдатов 6.09.2023