НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ ПРОИЗВЕДЕН, РАСПРОСТРАНЕН И НАПРАВЛЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ T-INVARIANT, ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА T-INVARIANT. 18+
В канун Нового года фонд дочери Владимира Путина Катерины Тихоновой «Иннопрактика» сделал ряд заявлений о готовности выступить интегратором и «единым окном» для высокотехнологичных компаний, а также собрать институты развития в «один периметр». Публичным спикером по продвижению этих инициатив стала Наталья Попова — первый заместитель генерального директора компании «Иннопрактика», общественный омбудсмен по защите прав высокотехнологичных компаний. Попова также известна как университетская подруга Катерины Тихоновой и как жена главы Российского фонда прямых инвестиций Кирилла Дмитриева. Кроме того, Попова телеведущая (передачи «Дом учёных» на канале «Культура» и «Новые люди» на канале «Наука»), а в недавнем прошлом — модель, снимавшаяся под именем Натальи Свешниковой для журналов Cosmopolitan, Elle, Harper’s Bazaar, Marie Claire. В последние несколько лет Попова лоббирует интересы «Иннопрактики» в Африке и странах БРИКС и, вероятно, хочет продолжить реформу институтов развития, которая началась в 2020 году, но прервалась.
Идеи конгресса — в жизнь
Первые заявления о необходимости изменить структуру индустрии высоких технологий Тихонова и Попова сделали 10 декабря на своём традиционном, 11-м по счёту, конгрессе «Инновационная практика: наука плюс бизнес». Как и в прошлые годы, на форум собрались многие федеральные чиновники и руководители крупного госбизнеса. В этот раз тему года сформулировали как никогда амбициозно: «Совокупный суверенитет 3.0». Чтобы ещё больше подчеркнуть масштаб замысла, организаторы решили перейти от «импортозамещения» к «импортоопережению», а также к «технологическому лидерству». Любопытно, что в прошлом году темой конгресса также был «Совокупный суверенитет», но без порядковой версии, а стадию 2.0, вероятно, решили проскочить без остановки.
Главные новости о жизни учёных во время войны, видео и инфографика — в телеграм-канале T-invariant. Подпишитесь, чтобы не пропустить.
Катерина Тихонова
В декабре 2023 года Катерина Тихонова говорила крупнейшим бизнесменам страны, что тематика конгрессов «Иннопрактики» «всегда согласована со стратегией безопасности РФ», рассказывала об Институте искусственного интеллекта МГУ, который она также возглавила и у которого появился собственный мощный суперкомпьютер (историю его появления подробно расследовал T-invariant). Тихонова не почтила личным присутствием банкиров, глав госкорпораций, чиновников и министров, а говорила с ними с большого экрана. Её представителем стала бессменная заместительница, подруга и сокурсница Наталья Попова. И если в 2023 году самой «горячей» темой был искусственный интеллект, то в 2024-м больше внимания уделялось теме агро- и биотеха: например, представитель НИЦ «Курчатовский институт», Максим Патрушев, рассказал, как благодаря помощи именно «Иннопрактики» идёт работа над программой «Генетический суверенитет», а у студентов в прямом эфире шла «Битва умов: территория агро».
Однако для того, чтобы, не догнав, перегнать, нужно нечто более революционное. Тогда на пленарной сессии было решено создать «единый интегратор», который объединит «все институты развития», «промышленный, отраслевой бизнес» для «создания новых технологий: от фундаментальных и прикладных исследований до внедрения и серийного производства».
«Необходима “сквозная” кооперационная модель работы институтов развития по поддержке создания новых технологий: от фундаментальных и прикладных исследований до внедрения и серийного производства. Важно, чтобы этот механизм был “бесшовным”, и для этого нужно в том числе создать [независимый] интегратор, который сопровождает проект на всех стадиях реализации: от момента утверждения потребности заказчика до серийной поставки», — заявила Тихонова. Кстати, метафору «бесшовности» для описания правильных принципов работы институтов развития, постоянно использовал Андрей Белоусов, когда был первым зампредом правительства. Простым языком и по-своему идею реформы разъяснил Вячеслав Федорищев, губернатор Самарской области, руководитель комиссии Госсовета РФ по направлению «Промышленность».
«Мы должны все институты развития держать “в одном периметре”. По-настоящему для промышленного, отраслевого бизнеса нужен единый интегратор. Идеальная модель — это когда предприниматель приходит в цифровое пространство и перед ним выстраивается вереница всех инструментов, которые дают институты развития, и ему вообще ничего не нужно делать. Только кнопки нажимать и ставить цифровую подпись. Сейчас это не так», — заявил чиновник.
Инстаграм Натальи Поповой, январь 2025 года
Затем предложения конгресса активно развивала в интервью СМИ и телеканалам Наталья Попова. 26 декабря 2024 года в интервью она заявила, что «компания «Иннопрактика» готова выступить «интегратором и “единым окном” по вопросам привлечения рыночных инвестиций в капитал быстрорастущих технологических компаний». «Это может быть реализовано как за счёт собственных инструментов (Фонд технологических инвестиций), так и с привлечением ресурсов наших партнеров и попечителей. При этом важно, что и сами компании — национальные чемпионы — обрастают своего рода “инновационным поясом” из небольших технологических компаний с инновационными решениями и продуктами», — объяснила Попова.
Справка
На сайте «Иннопрактики» перечислены следующие партнеры и попечители: ПАО «НК «Роснефть», «Росатом», ПАО «СИБУР Холдинг», «Ростех», ПАО «Транснефть», ПАО «НОВАТЭК», ПАО «Газпром», АО «Газпромбанк», ПАО «Газпром нефть», АО «Зарубежнефть», Банк ВТБ (ПАО), АО «Россельхозбанк», ПАО «Промсвязьбанк» (ПСБ), Российский фонд прямых инвестиций (РФПИ), АО «ОХК «УРАЛХИМ», ПАО «Ростелеком», ОАО «РЖД», ПАО «Интер РАО», «ВЭБ.РФ», ПАО «ФосАгро» и др. Анализ соцсетей и пресс-релизов «Иннопрактики» показывает, что основным спонсором инициатив организации является «НК «Роснефть», председатель правления которой — Игорь Сечин.
Инстаграм Натальи Поповой, январь 2025 года
Что может получиться у Тихоновой и Поповой, «зависит от конкретных исполнителей и их представлений о прекрасном», — объясняет T-invariant бывший топ-менеджер, ранее работавший в нескольких институтах развития и высокотехнологичных госкорпорациях. «Призыв “держать всё в одном периметре” выглядит пугающе, поскольку на горизонте немедленно начинает маячить что-то вроде госкорпорации Росразвитие со всеми вытекающими. Однако, когда Федорищев описывает свою идеальную модель («предприниматель приходит в цифровое пространство…только кнопки нажимать и ставить цифровую подпись»), это, по сути, такие Госуслуги для предпринимателя. Портал-каталог услуг, ориентированных на предпринимателя-инноватора, поддерживаемый средством верификации типа цифровой подписи», — рассуждает собеседник T-invariant.
По мнению эксперта T-invariant, в строящемся сейчас в России корпоративистском государстве нет потребности в сложных институтах горизонтального взаимодействия. «Что получится в результате? Универсальный портал доступа к разным институтам развития? Или обязательная национальная экосистема типа “магазина приложений” и подключение всех к этой экосистеме некоторыми унифицированными требованиями, которые убьют разнообразие и приведут к той же госкорпорации Росразвитие, только виртуальной? Большой вопрос!», — считает эксперт. Сможет ли именно «Иннопрактика» стать ответственной за «единый периметр» всех высокотехнологичных индустрий, зависит от того, как и откуда будут идти деньги, считает эксперт T-invariant. «Если банкиров и госбизнесменов вызовут в АП и недвусмысленно велят пропускать 0,05% оборота через эту новую будущую конструкцию, тогда во главе понадобится человек более значительный, а если вопрос денег спустят на тормозах и сделают его добровольным, можно ставить начальником хоть Попову, хоть Щедровицкого-младшего, хоть Адама Кадырова. Это уже будет неважно», — уверен собеседник T-invariant.
Актуальные видео о науке во время войны, интервью, подкасты и стримы со знаменитыми учёными — на YouTube-канале T-invariant. Станьте нашим подписчиком!
Пять кластеров для всего
Интересно, что реформа институтов развития (ИР) в РФ уже происходила в 2020 году. Тогда премьер-министр Михаил Мишустин заявил, что цель реформы — получить пять крупных центров развития, и таким образом из 40 организаций получилось двадцать.
Справка
Какие институты развития получились после реформы 2020-2021 годов
В результате реформы 2020 года Группу «ВЭБ.РФ» назвали основным центром управления институтами развития и в его состав также вошли следующие институции:
— АО «Роснано»;
— Фонд инфраструктурных и образовательных программ Роснано;
— Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере («Фонд содействия инновациям», он же — «Фонд Бортника»);
— АО «Корпорация МСП»;
— Фонд «Сколково» (управляет инновационным центром, а также связывает Сколтех и Сколковскую школу управления в одну экосистему);
— Фонд развития промышленности;
— Российский экспортный центр.Некоторые институции были укрупнены:
— в состав Российского фонда прямых инвестиций была включена Российская венчурная компания (РВК), но без проектного офиса Национальной технологической инициативы (НТИ), который был в составе РВК с 2015 года;
— Российский фонд фундаментальных исследований влился в Российский научный фондРеформа не коснулась 12 институтов, которые были признаны стратегически важными. Из высокотехнологичных, это, например, госкорпорации «Росатом», «Роскосмос» и «Ростех».
Национальная технологическая инициатива (НТИ) и Агентство стратегических инициатив (АСИ) не были реформированы и сохранили свою автономность.
Реформирование институтов развития растянулось на 2020-2021 годы и, вероятно, не было закончено до конца. Часть информации о новой конфигурации не обновлена на сайтах некоторых институций или новый статус вовсе не представлен.
Похожую попытку создать пять кластеров, но только в сфере науки и образования, тогда же в 2020 году предпринял президент НИЦ «Курчатовский институт» Михаил Ковальчук. Он обратился к Мишустину с предложением «провести переформатирование научного потенциала РФ, объединяя в пять кластеров (групп) научные и научно-образовательные организации» с учётом «опыта организации научно-технологической сферы Германии». Ковальчук ссылался на немецкие общество Гельмгольца, общество Макса Планка, общество Фраунгофера, предлагая собрать все вузы и НИИ в «объединение Курчатова», «объединение Королёва», «объединение Ломоносова» и др. в зависимости от специфики организаций. Без этого, по мнению Ковальчука, «невозможно обеспечить способность страны адекватно отвечать на большие вызовы, формирование эффективной современной системы управления сферой исследования и разработок».
Тогда отрицательный отзыв на эту идею дали министр высшего образования и науки Фальков, тогдашний президент РАН Сергеев, а в адрес Мишустина публичное письмо с оценкой инициативы написали члены неформального клуба академиков «1 июля».
«Мы обеспокоены и огорчены Вашей готовностью серьёзно обсуждать инициативы чл.-корр. РАН М.В. Ковальчука по коренному преобразованию научной сферы России. Они показывают, что реформаторский зуд академических неудачников, приведший к катастрофе в этой области и к потере Россией передовых позиций в мировой науке, никуда не ушел и продолжает пользоваться поддержкой первых лиц», — говорилось в открытом письме.
С тех пор о столь масштабных инициативах Михаила Ковальчука по переделу «периметра» сферы образования, науки и технологий не слышно. Однако он продолжил «консолидировать активы» вокруг себя и Курчатовского института более точечно. С 2007 года Ковальчук собирал и продолжает присоединять к Курчатнику целый ряд институтов и научных объектов. Все это нужно для того, чтобы получить так называемый эффект «синергии». Поэтому уже в 2014 году в Кремле на вопрос Владимира Путина, есть ли какая-нибудь синергия от того, что Курчатовскому институту отдали сразу несколько научных организаций, Михаил Ковальчук уверенно подтвердил: «Полная, есть синергия». С тех пор в состав Курчатовского центра вошли ещё семь институтов и ряд научных судов.
Сегодня Курчатовский институт и «Иннопрактика» вместе делают Межуниверситетскую квантовую сеть, «Национальную базу генетической информации» и целый ряд геномных и биотех-проектов. Фигура Ковальчука может стоять и за новой идеей собирания «в один периметр» всех институтов развития, считает собеседник T-invariant, ранее работавший в руководстве одной из госкорпораций. Но в политической системе современной России уже нет никаких участников или механизмов, которые бы могли остановить страсть к объединению у специалиста в области рентгеноструктурного анализа, занимающего более пятнадцати различных должностей, включая президентство в Политехническом музее.
Справка
Проблема технологического и инновационного отставания обсуждается в России уже много лет. Практически всегда предполагаются оригинальные точечные решения, а не институциональные изменения. В 2014 году на очередной встрече чиновников и госбанкиров с учёными и инноваторами присутствовал ректор Массачусетского технологического института Лео Рафаэль Райф. На вопросы о том, на какие прорывные технологии следует сделать ставку (не меняя при этом социополитичесую систему страны), он ответил: «Вы хотите получить молоко без коровы» (подробно этот эпизод на этом видео пересказывает и комментирует Лорен Грэхем, профессор MIT, присутствовавший на той встрече). Описываемая встреча происходила именно в те времена, когда Катерина Тихонова решила бросить спорт и заняться совершенствованием российской инновационной системы. Хотя идея о том, что можно обогнать Запад в области технологий, не догнав, появилась у руководства России намного раньше, ещё во времена нанотехнологической инициативы, и принадлежала она всё тому же Михаилу Ковальчуку.
Ещё один экс-руководитель института развития на условиях анонимности рассказал T-invariant, что амбиции «Иннопрактики» пока малозаметны на рынке. «В секторе IT и высокотехнологичных компаний “Иннопрактику” не упоминают — как и её руководительниц. Однако мы видим, что сейчас многие игроки пытаются расшевелить ситуацию, когда позиции [министра цифрового развития, связи и массовых коммуникаций] Максута Шадаева очень неустойчивы и явно грядёт передел влияния». Речь идет, прежде всего, об общественном резонансе вокруг задержания замминистра связи Максима Паршина. Считается, что репутационно оно бьёт по самому Шадаеву. «Возможно у руководства Иннопрактики есть какие-то планы в связи с этим», — предполагает собеседник T-invariant.
Кирилл Дмитриев и Наталья Попова
С подиума в Африку: что известно о Наталье Поповой
СМИ называют Наталью Попову супругой Кирилла Дмитриева, главы Российского фонда прямых инвестиций. Несколько лет назад издание Financial Times связывало влияние Дмитриева в провластных кругах именно со связями его жены (он входил в совет директоров компании «Сибур», совладельцем которой был бывший муж Тихоновой — Кирилл Шамалов).
Попова — университетская подруга Катерины Тихоновой. Уже много лет она работает её заместителем в «Иннопрактике». Также Попова входила в советы нескольких компаний с господрядами и многомиллиардными оборотами. При этом её друзья зарабатывают на госконтрактах и сотрудничестве с РФПИ, сообщается в расследовании «Центра Досье». Как минимум в 2021 году у неё был медиабизнес и собственное научно-популярное шоу на ТВ и на YouTube.
На международных модельных сайтах можно обнаружить профиль с модными съемками для журналов Cosmopolitan, Marie Claire, Elle, Bazaar и других ведущих глянцевых изданий. На сайте московского центра коррекции фигуры «Ручная пластика» на Рублёвском шоссе Наталья Попова до сих пор указана как звёздный клиент, но под именем Наташи Свешниковой, «топ-модели мирового уровня». В некоторых публикациях в глянцевых медиа у Натальи Свешниковой указан возраст моложе на 10 лет.
Попова две свои биографии развивала параллельно как минимум десять лет, вплоть до пандемии, тогда как Катерина Тихонова завершила свою спортивную карьеру в акробатическом рок-н-ролле (в её активе — участие в чемпионатах Европы и мира) примерно в 2012-2013 годах, когда возглавила фонд «Иннопрактика». Попова начала активно менять свой публичный образ только после начала полномасштабного вторжения России в Украину. Она стала гораздо чаще позиционировать себя как заместитель генерального директора «Иннопрактики», и организация под её операционным публичным руководством стала проявлять себя гораздо активнее, заметнее и масштабнее.
Мероприятие «Иннопрактики» в Сенегале
Так, последним новым направлением «Иннопрактики» стало наращивание международного присутствия в странах Африки и странах БРИКС. 5 ноября 2024 года Попова открывала первый лекторий «Иннопрактики» в столице Сенегала Дакаре. А ещё подписала соглашения об открытии двух лекториев: на территории Мумбайского Университета в Индии и на территории Федерального университета Рио-де-Жанейро в Бразилии. Запуск должен состояться в начале 2025 года. Также Попова запустила школу искусств «Иннопрактики» и организовала арт-события в том же Сенегале и в оккупированном РФ Луганске.
Наталья Попова в Сенегале
При этом Попова не забросила и карьеру телеведущей, например, она ведёт вместе с Дмитрием Губерниевым ТВ-шоу «Вызов». Шоу Попова активно трансформирует в молодёжное общественное движение и на последнем конгрессе «Иннопрактики» отчиталась о его количественных показателях перед партнёрами и попечителями. Успехи шоу «Вызов» на Конгрессе оценил Александр Жаров, ныне гендир «Газпром-медиа», а ранее многолетний руководитель Роскомнадзора. Он заявил, что это «абсолютно оригинальный формат, где лидеры науки соревнуются со звездами сцены» и он имеет «огромное значение для социо-культурных и ментальных установок российского общества». В 2024 году шоу в духе времени объявило 3-й сезон «китайским» и позвало актеров из КНР.
На примере руководства «Иннопрактики» можно увидеть, как новое поколение управленцев инновациями творчески воплощает унаследованную от старой элиты идею «синергии всего со всем», которая неизменно находит понимание у руководителя страны. Тем более, что он, в отличие от элит, не меняется.
Поддержать работу T-invariant вы можете, подписавшись на наш Patreon и выбрав удобный размер донатов.
Текст: Редакция T-invariant
Редакция T-invariant 15.01.2025