НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ ПРОИЗВЕДЕН, РАСПРОСТРАНЕН И НАПРАВЛЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ T-INVARIANT, ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА T-INVARIANT. 18+
ФСБ уже несколько лет преследует членов Академии наук РФ Сергея Абрамова и Олега Кабова. Их уголовные дела настолько беспрецедентны (даже на фоне других впечатляющих процессов России в военные годы), что за них вступилось Американское физическое общество — одно из самых крупных в научном мире. Его представители считают, что здоровье и жизнь российских коллег находятся под угрозой, и обращаются с письмами к президенту РАН Геннадию Красникову и министру науки и высшего образования РФ Валерию Фалькову. T-invariant публикует фрагменты писем, раскрывает контекст громких уголовных процессов и напоминает, что в последние годы в СИЗО умерли уже несколько обвинённых ФСБ пожилых учёных.
Справка
Американское физическое общество (APS) — одна из самых крупных в мире организаций, объединяющая физиков. Общество основано в 1899 году и сегодня насчитывает более 50 тысяч членов по всему миру. APS издаёт более десятка научных журналов, включая такие известные, как Physical Review Letters и Physical Review X. Под эгидой общества ежегодно проводится более двадцати научных мероприятий. При поддержке APS проходили встречи советских и американских учёных в 1920-е, 1930-е и последующие годы существования СССР. Одна из премий Американского физического общества носит имя физика Льва Ландау. Каждый год российские физики становятся членами APS.
В своих письмах Американское физическое общество просит Красникова и Фалькова оказать действенную помощь двум видным учёным. Первое письмо касается Сергея Абрамова — члена-корреспондента РАН, одного из лидеров суперкомпьютерной отрасли в России, в отношении которого уголовное дело было возбуждено полтора года назад. Второе письмо связано с дело Олега Кабова — члена-корреспондента РАН, известного теплофизика, специалиста, получившего международное признание в области механики, термодинамики, тепловых потоков и испарений, против которого ФСБ возбудила уголовное дело два года назад. Оба письма имеются в распоряжении T-invariant.
Главные новости о жизни учёных во время войны, видео и инфографика — в телеграм-канале T-invariant. Подпишитесь, чтобы не пропустить.
Под письмами стоят подписи нескольких президентов APS. Прежде всего, президента Янг-Ки Ким. Она крупнейший специалист по физике элементарных частиц, работает в университете Чикаго и имеет большой опыт экспериментов в ЦЕРН. Также письмо подписали Роберт Рознер (астрофизик, занимавший должность директора Аргонской национальной лаборатории), известный физик из Гарварда Джон Дойл и другие.
Янг-Ки Ким, президент Американского физического общества
Роберт Рознер, астрофизик, директор Аргонской национальной лаборатории
Джон Дойл, профессор физики Гарвардского университета
Как сообщил T-invariant председатель Комитета Американского физического общества по международной свободе учёных (APS CIFS) Кенни Брейер, руководство APS от лица его членов написало письма руководителям российской науки, чтобы выразить обеспокоенность в отношении юридических обвинений в адрес Абрамова и Кабова. Американские коллеги настоятельно призывают снять эти обвинения и освободить ученых из-под надзора. С момента обращения прошло уже больше месяца. По данным T-invariant, ни APS, ни Сергей Абрамов и Олег Кабов не получили отклика на эти письма от руководства РАН и Министерства науки.
Кенни Брейер, председатель Комитета Американского физического общества по международной свободе учёных
Фальшивый донат: дело Сергея Абрамова
В письме Американского физического общества отмечается, что «несмотря на доказательства его невиновности, доктору Абрамову предъявлены обвинения в причастности к экстремистской деятельности. В течение последнего года доктор Абрамов находился под домашним арестом и по запросу ФСБ содержался в психиатрической больнице в условиях, которые, по всей видимости, носят карательный характер, а не мотивированы медицинской необходимостью». Напомним, что Сергея Абрамова действительно поместили в канун 2024 года на две недели в Ярославскую клиническую психиатрическую больницу для стационарной экспертизы на вменяемость. По итогам своего нахождения в клинике учёный передал T-invariant дневниковые записи с анализом своего опыта в этой карательной системе. В конце января он получил результаты экспертизы с признанием своей полной вменяемости и дал подробное интервью T-invariant.
APS также выражает обеспокоенность здоровьем Абрамова, которому во время следствия исполнилось 67 лет и который страдает рядом сердечно-сосудистых заболеваний. Кроме того, ведущие американские физики констатируют, что «финансовые пожертвования антиправительственным группам, в которых обвиняют Абрамова, не были сделаны им или с его согласия». Как ранее сообщал T-invariant, в деле учёного фигурируют семь донатов общей суммой в 75 долларов, которые Абрамов якобы отправил на счёт Фонда борьбы с коррупцией Алексея Навального.
При этом защита учёного настаивает, что в деле нет времени и места оформления подписки, а также неизвестны само устройство, IP-адрес и MAC-адрес устройства, с которого было совершены переводы. Не установлен банк-эквайер получателя. Также адвокаты настаивают, что переводы были сделаны без ведома Абрамова.
Они приводят данные Центробанка РФ: в 2021 году было сделано более миллиона «банковских операций без согласия клиента». Эксперты отмечают, что на новом путинском сроке за донаты Фонду борьбы с коррупцией стали давать предельно жёсткие сроки (например, семь лет за 150 долларов).
Международная реакция как элемент справедливости: дело Олега Кабова
Американское физическое общество в письме по делу Олега Кабова пишет, что изучило многочисленные профессиональные экспертные заключения, которые доказывают, что «никакого мошенничества в особо крупном размере не было». Американские физики констатируют, что «на протяжении полутора лет Олег Кабов не мог заниматься профессиональной деятельностью, потому что содержался под стражей и под домашним арестом с рядом ограничений в действиях». APS также выражает серьезную обеспокоенность здоровьем учёного (ему 68 лет) и отмечает, что его научной репутации нанесен необоснованный ущерб.
Олегу Кабову предъявлено обвинение в мошенничестве в особо крупных размерах по статье 159 (часть 4) УК РФ за то, что — по мнению следователя ФСБ — учёный сфальсифицировал результаты научного исследования и присвоил 7 268 424 рубля, выплаченные его лаборатории в качестве надбавки министерством науки. По мнению специалистов-теплофизиков, обвинение строилось на непрофессиональной оценке научной работы, а заключение выполнили эксперты, не имеющие отношения к теплофизике. Подробнее о деле Кабова T-invariant писал здесь.
«Мы восприняли письмо американских физиков как элемент справедливости и подтверждение того, что репутация Олега Александровича в мировом научном сообществе не подвергается сомнению, — сообщила T-invariant жена обвиняемого Елена Быковская. — Ведь Кабов не является членом Американского физического общества. И это не проявление корпоративной солидарности, а независимая и чисто профессиональная поддержка».
Профессор Кембриджского университета Наталия Берлова отказалась от комментариев T-invariant в качестве члена Комитета Американского физического общества по международной свободе учёных, сославшись на конфиденциальность процесса. Но от себя лично она отметила, что учёные из разных стран разделяют общие ценности и цели, которые сближают их гораздо сильнее, чем связи с бизнесменами или политиками их собственных государств. Поэтому взаимная поддержка в научном сообществе особенно важна.
И одна из целей этих писем — показать, что российские учёные не находятся в изоляции, как бы ни хотелось политикам так это представить, — говорит Берлова. — На днях Владимир Путин дал поручение приглашать в Россию иностранных учёных, обеспечивать их жильём и создавать хорошие условия труда. Замечу, что Олег Кабов и был одним из таких учёных, вернувшимся из Бельгии в 2013 году. А теперь на основании нелепых обвинений он лишён свободы и возможности заниматься наукой.
«Мои западные коллеги, когда слышат истории Кабова, Абрамова, учёных, арестованных за гиперзвуковые исследования, часто задают вопрос: ”А зачем? Какой в этом смысл? Ведь эти аресты вредят самой российской науке и, значит, стране в целом”. Версий, наверное, только две: либо в ФСБ сидят откровенные и злобные вредители интересам российского государства, либо по следам недавних событий (обмена иностранных журналистов) учёных собираются использовать в качестве обменного фонда (интересно, по какому курсу?). Так что учёным, откликнувшимся на призыв российской власти, стоит выбрать, какой вариант им ближе», — также отмечает Берлова.
«Навальный — это чёрная метка»
По данным «Хроники преследования учёных», в последние два года преследованиям властей подверглись пять членов-корреспондентов РАН . В отношении Сергея Абрамова, Олега Кабова и Александра Шиплюка возбуждены уголовные дела. Валерий Гарбузов был уволен с работы. Юлия Синеокая покинула Россию. Всего же с 2011 года в списке политических заключённых, по данным правозащитника Сергея Давидиса, числится более 150 учёных, трое из которых уже умерли.
Под давлением репрессивных законов последних лет гражданское общество и научные круги, включая руководство РАН, не проявляют публичной активности в деле защиты преследуемых членов Академии. За исключением редких и важных примеров.
В защиту Абрамова, принимавшего участие в создании большого количества отечественных суперкомпьютеров, попадавших в мировой ТОП-500, публично выступил только Национальный суперкомпьютерный форум (одним из создателей которого как раз был Абрамов). В ноябре 2023 года на последней конференции было принято решение, подписанное всеми собравшимися специалистами. В соответствии с пунктом 7, коллективное письмо участников форума было разослано в ряд инстанций (от следственного отдела ФСБ до администрации президента РФ).
Все собеседники в РАН, опрошенные T-invariant, ссылаются на устные заверения Геннадия Красникова о том, что каждый случай преследования членов Академии находится у него на особом контроле.
«Делает ли что-то Красников — понятия не имею. По его словам, он отрабатывает по каждому такому случаю. Точно одно: именно он — единственный шанс повлиять на ситуацию. Так считают многие из моих коллег. Я не очень понимаю, что мы, рядовые учёные, можем сделать. В стране творится беззаконие, которое касается всех: и учёных, и журналистов. Многие из нас считают, что могут навредить ситуации. Вот такие мысли — печальные и противные», — рассказал T-invariant на условиях анонимности один из членов Академии.
По его словам, дело Абрамова отличается от дела Кабова. «Я точно знаю, что по делу Кабова начальство Академии много делает. С Абрамовым другое. Тут говорят: это не вопрос учёных, чего вы лезете? С Кабовым важна профессиональная экспертиза и она была сделана. А тут мы не можем повлиять», — объясняет логику руководства РАН учёный.
Ключевая проблема, по мнению учёных, опрошенных редакцией, в том, что Абрамов проходит по «делу ФБК».
«ФБК, Навальный — это очень токсично. Никто не хочет связываться. Академические институты стремятся избавиться от учёных, которые хоть как-то выразили свою антивоенную позицию, а тут речь о человеке, который был под уголовным делом, да ещё и связанным с ФБК. Это чёрная метка. Никто вписываться не будет. Есть и вторая причина: отношение людей к современной российской власти и к тому, что она делает, перешло в качественно новое состояние. Надежды позитивно решать вопросы, найти какую-то справедливость ушли безвозвратно», — считает собеседник T-invariant.
В случае с Олегом Кабовым, напротив, нашлось немало российских учёных, пытавшихся повлиять на ход уголовного дела. Член-корреспондент РАН А.Ю. Вараксин и доктор физико-математических наук П.В. Скрипов сделали заключение по результатам проекта ФЦП, в недолжном выполнении которого обвинили Кабова. Огромную роль в защите Кабова сыграли академик РАН Роберт Нигматулин и доктор технических наук Булат Нигматуллин: оба писали письма в РИНКЦЭ, критиковали экспертизу, на основании которой было возбуждено уголовное дело против Кабова, а также неоднократно публично выступали в его защиту. О деле Кабова регулярно в своём телеграм-канале пишет академик РАН, бывший вице-президент Академии наук Алексей Хохлов.
Таким образом, письмо американских физиков — это ещё один шаг в деле публичной защиты коллег и воздействия на российские власти в условиях, когда судебная система России находится полностью под давлением силовых структур и не даёт оснований надеяться на справедливое решение.
Текст: Редакция T-invariant
Редакция T-invariant 5.08.2024