НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ ПРОИЗВЕДЕН, РАСПРОСТРАНЕН И НАПРАВЛЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ T-INVARIANT, ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА T-INVARIANT. 18+
Как русскоязычного ученого и человека, родившегося и выросшего в СССР и уже более 30 лет живущего в США, меня волнует поиск гармонии между прошлой и недавней эмиграцией, каждая из которых сталкивается с проблемами, выходящими за рамки постсоветской тематики. Проблемы различных стран, включая Россию, Украину, Израиль, США и Китай, являются частью глобальной повестки будущего человечества, включая технологические и гуманистические вопросы, которые сегодня подвергаются ревизии и беспокоят многих из нас. Вопрос о цели жизни каждого и всех вместе, особенно для русскоязычной и научной интеллигенции, ставит перед нами новый «спор физиков и лириков» в контексте Сахаровской парадигмы «Мир, прогресс, права человека».
В своей Нобелевской лекции Андрей Дмитриевич Сахаров постулировал:
«Я убежден, что международное доверие, взаимопонимание, разоружение и международная безопасность немыслимы без открытости общества, свободы информации, свободы убеждений, гласности, свободы поездок и выбора страны проживания. Я убежден также, что свобода убеждений, наряду с другими гражданскими свободами, является основой научно-технического прогресса и гарантией от использования его достижений во вред человечеству, тем самым основой экономического и социального прогресса, а также является политической гарантией возможности эффективной защиты социальных прав.»[1]
Сегодня, без малого полвека спустя после этой речи, практически каждая максима, составляющая основу убеждений Сахарова, либо «опровергнута», либо подвергнута сомнению.
Мы наблюдаем за двумя масштабными конфликтами – войной в Европе в результате нападения России на Украину и войной на Ближнем Востоке в результате нападения Хамаса на Израиль. Оба эти конфликта не являются локальными и двусторонними, а имеют более широкий и общий характер. Россия в своей агрессии против Украины ставит целью провокацию глобального конфликта для ослабления НАТО и Запада в целом. Цель Хамаса — спровоцировать войну на уничтожение Израиля при поддержке Ирана и Хезбаллы, которые также являются участниками этого противостояния.
В каждом из этих конфликтов сложным и противоречивым образом задействованы интересы сверхдержав – США и Китая, а также Европы. Оба конфликта рискуют перерасти в новую мировую войну. На фоне этих страшных событий произошло резкое ухудшение международных отношений и международной безопасности практически во всех направлениях и по всем линиям.
Доверие и взаимопонимание между странами и народами находятся на одном из самых низких уровней со времени окончания Второй мировой войны. Особенность текущей ситуации по сравнению с конфликтами времен «холодной войны» заключается в том, что между странами «коллективного Запада» нет прежнего согласия в ключевых вопросах. В этих странах и по всему миру нарастают националистические и изоляционистские тенденции, процветает политический популизм и оппортунизм.
После нападения Хамас на Израиль, в ходе которого были публично, «на камеру» изнасилованы, искалечены, и уничтожены свыше тысячи людей, по всему миру прокатилась и не утихает волна антисемитизма. Печально, что в ведущих университетах западных стран, в первую очередь в США, под прикрытием свободы слова и необходимости защиты палестинцев от действий «сионистского» правительства проходят массовые акции с призывами к уничтожению Израиля.
Доверие к США как лидеру «свободного мира» подорвано из-за относительного снижения экономического влияния и острейшего внутриполитического противостояния в этой стране. Китай как мировая держава во внешней политике пока не играет той значительной роли, какую играл Советский Союз. Реваншистская Россия по-прежнему обладает колоссальным ядерным потенциалом и открыто угрожает применением ядерного оружия в контексте противостояния с Украиной и НАТО. Ослабление России как мировой державы и ее деградация по всем направлениям повышает риск приведения этой угрозы в жизнь и представляет огромную опасность для человечества.
Главные новости о жизни учёных во время войны, видео и инфографика — в телеграм-канале T-invariant. Подпишитесь, чтобы не пропустить.
Казавшиеся бесспорными на протяжении десятков лет ценности «открытости общества, свободы информации, свободы убеждений, гласности, свободы поездок и выбора страны проживания» все без исключения подвергнуты эрозии, причем не только в тоталитарных и авторитарных обществах, но и в странах «либеральной» демократии. Население этих стран в массовом порядке столкнулось с ограничениями в период пандемии коронавируса, которая, помимо всего прочего, проявила низкую эффективность национальных и международных институтов, связанных со здоровьем, и плохую готовность человечества к выработке коллективного ответа на глобальную угрозу.
Но и по ряду менее заметных для широких масс вопросов происходило отступление от принципов международного сотрудничества и ограничение личных и корпоративных свобод. Важным примером такого отступления для ученых является «борьба с иностранным влиянием в науке» в США, также печально известная как «Китайская инициатива». Несмотря на публичный отказ от этой инициативы, федеральные ограничения в научном сотрудничестве с рядом стран продолжают нарастать.
Наука и культура перестали быть объединяющими сферами деятельности человечества, как это было во времена СССР. В отличие от 60-х — 80-х годов прошлого века, когда Академия наук СССР пользовалась значительным авторитетом в стране и за рубежом, сегодня Российская академия наук низведена до уровня «клуба по интересам» и полностью подчинена Кремлевскому давлению.
Российская агрессия в Украине страшно усугубила процессы размежевания между странами, причем под сомнение поставлены основополагающие принципы научной и публикационной активности. Сегодня закономерно, хотя и грустно, что украинские и некоторые европейские ученые требуют и часто добиваются прекращения научных контактов с россиянами, их исключения из международных научных организаций и недопуска на научные конференции.
Параллельно и вполне симметрично значительное число европейских и других ученых настаивают на бойкоте израильтян, включая запрет на их публикации, неприглашение на научные конференции и отказ от цитирования научных работ. Вне зависимости от мотивации и моральной справедливости или ошибочности в том или ином случае, подобные призывы вредят науке и усугубляют международный раскол.
К сожалению, примеры культуры «отмены», радикализации общественного дискурса, и чрезмерного вмешательства государств в вопросы науки, образования и культуры можно продолжать долго. Трудно себе представить, что бы сказал Андрей Дмитриевич Сахаров, если бы он сегодня был жив?
Однако, мне кажется, что моральный и нравственный посыл его слов остается верным и в условиях современного мира. Можно спорить о том, какие средства допустимы для достижения мира, каковы суть и направление «прогресса», что такое «права человека» и где находятся границы этих прав. Однако, нельзя не согласиться с сахаровской максимой:
«Мир, прогресс, права человека — эти три цели неразрывно связаны, нельзя достигнуть какой-нибудь из них, пренебрегая другими.»
Возникает вопрос, что именно можно и нужно делать нам, живущим сегодня, для достижения этих целей? Так ли слаб наш голос в безумном и разноголосом мире, как это представляется сию минуту? Каковы роль и вес наших «интеллигентских» высказываний в условиях экстремизма, терроризма, войны и взаимной ненависти?
В этом контексте я хочу вернуться к известному в СССР 50-х и 60-х годов «спору физиков и лириков», а по существу, разговору о необходимости, противоречии, и взаимном дополнении прагматичности и художественности в общественной жизни. Я позволю сказать, что в современных условиях, нам в первую очередь необходима любовь — к самим себе, ближним, природе, искусству, таланту. Любовь — это начальная точка культурного и духовного сопротивления злу и восстановления человечности. Об этом стоит задуматься всем участникам современного мира, но я в первую очередь хочу обратиться к представителям своего собственного народа, в настоящий момент народа-агрессора, а также ко всем русскоязычным людям и носителям русской культуры за пределами Российской Федерации.
Сегодня в вынужденной эмиграции оказались множество достойных, образованных и талантливых россиян, включая цвет русской культуры, искусства, публицистики и журналистики. Как и 100 лет назад «русский мир» оказался поделенным на оставшихся и покинувших страну. Это колоссальная трагедия для России и самих уехавших. Вместе с тем вновь приехавшие «лирики» могут объединиться с «физиками» (учеными, инженерами, профессионалами, предпринимателями), уехавшими после развала Советского Союза и давно обосновавшимися в своих новых странах. Для развития русской мысли и творчества на международной арене это возможность, которая может привести к новым достижениям и интеграции в глобальный дискурс. Такой возможностью нельзя не воспользоваться в сложившихся обстоятельствах.
Что касается внутрироссийской повестки, ошибочно полагать, что оторванные от российской действительности диаспора не может оказать никакого влияния на метрополию. Зарубежная русская мысль и культура, сложившаяся в прошлом веке, сыграла существенную роль в возвращении страны к общечеловеческим ценностям, в период горбачевской «перестройки».
Несмотря на усилия правительства России по информационной изоляции россиян, задача эта обречена на провал, как технологически, так и, еще более важно, исторически. Для примера, созданная научными журналистами медиа-платформа Т-инвариант, признанная в России иностранным агентом и заблокированная Роскомнадзором, по-прежнему насчитывает половину своей аудитории в России. Сегодня, в отличие от событий прошлого века, российская эмиграция гораздо более «связна» благодаря современным средствам коммуникации. Это усиливает потенциал для взаимодействия внутри самой эмиграции и облегчает взаимопроникновение идей в самой России. Я не сомневаюсь, что русскоговорящая диаспора будет играть важную роль в формировании будущего России, даже находясь за ее пределами.
Я хочу подчеркнуть роль ученых как объединяющего фактора нашей эмиграции. Ученые всего мира объединены самим существом научного процесса, возможно, больше, чем представители любой другой профессии. Это в полной мере относится и к русскоязычной научной диаспоре, для которой культурная и языковая общность служит лишь дополнительным фактором для объединения на фоне взаимного профессионального интереса, уважения и понимания. Научная диаспора своим примером должна помогать новому «русскому зарубежью» преодолевать разногласия и конфликты, которые мы, к сожалению, наблюдаем в среде российской эмиграции.
Неизбежно возникает вопрос, чем нужно заниматься здесь и сейчас ученым русскоязычной диаспоры? Я считаю необходимым сосредоточиться на конкретных и неотложных задачах, среди которых помощь ученым, пострадавшим в результате войны должна занимать первоочередное место. Это и украинцы, и русские, и беларусы. Сегодня для нас необходимо создать работающие механизмы для культурной и профессиональной адаптации и интеграции на Западе ученых и студентов, вынужденно покинувших свои страны в результате войны.
При том, что необходимо быть активными и заметными в русскоязычном общественном пространстве, ни в коем случае нельзя замыкаться в этом пространстве — нужно участвовать в национальных и международных дискурсах для преодоления непонимания и разногласий в своих странах. Недавним примером такого действия может стать инициированное русскоязычными учеными письмо 40 Нобелевских лауреатов в поддержку Украины и демократической оппозиции в России, к которому присоединилось почти тысяча ученых со всего мира.[2]
Не преувеличивая влияния русскоязычных ученых и ученых в целом, на судьбу человечества, мы должны отдавать себе отчет, что нам необходимо сегодня брать на себя ответственность, точно так же, как и во времена А. Д. Сахарова. Нам предстоит очень много сделать поодиночке и всем вместе. Возможно, самое сложное сейчас — перестать жмуриться и открыть глаза. Надо посмотреть вперед и сообща выработать образ будущего. Это трудная, но необходимая задача, причем не только для россиян, но и для всех людей. Конечной целью таких индивидуальных и коллективных действий должно быть возвращение человечества к сахаровским «Миру, прогрессу и правам человека».
Поддержать работу T-invariant вы можете, подписавшись на наш Patreon и выбрав удобный размер донатов.
Текст: Александр Кабанов, 11 октября 2024 г. Оригинал опубликован в журнале «Семь искусств»
Примечания
[1] Сахаров, А. Д. (1975). Мир, прогресс, права человека. Нобелевская лекция. Архив Сахарова. Доступно по ссылке: https://www.sakharov-archive.ru/fonds-collections/fond1/3/200/01303/
[2] Никакой терпимости к режиму Путина: Призыв ученых мира. Доступно по ссылке: https://www.t-invariant.org/2024/03/nikakoj-terpimosti-k-rezhimu-putina-br-prizyv-uchenyh-mira/
Александр Кабанов 23.10.2024