
За три с половиной года активной санкционной политики в западные «черные списки» попали всего четыре ректора российских вузов. Самым заметным из них стал Никита Анисимов, второй в истории Высшей школы экономики руководитель. T-invariant рассказывает, как за время его ректорства Вышка снова опередила все другие вузы, но на этот раз — в милитаризации, внедрении Z-идеологии, участии в работе пропагандистской машины Кремля, активной работе на фронте и оккупированных территориях — как самого Анисимова, так и его команды, и даже студентов.
Главные новости о жизни учёных во время войны, видео и инфографика — в телеграм-канале T-invariant. Подпишитесь, чтобы не пропустить.
Никита Анисимов стал третьим ныне действующим руководителем российского вуза, против которого введены персональные западные санкции. Первым стал Владимир Литвиненко, ректор питерского Горного университета, который попал под санкции США в мае 2023 года. Однако он был включен в список скорее как миллиардер, научный руководитель диссертации Владимира Путина и руководитель его избирательных штабов в Санкт-Петербурге. Вторым стал ректор МГИМО Анатолий Торкунов, которого внесла в свои списки Канада в сентябре 2023 года. Также в санкционных списках ряда стран значится член-корреспондент РАН Владимир Беспалов, нынешний глава Российского научного фонда, до 2024 года руководивший Московским институтом электронной техники (НИУ МИЭТ). Однако именно Анисимова «отметили» за активную деятельность на посту ректора Вышки, связанную с военной агрессией России в отношении Украины и обширно обосновали роль ректора в ней.

В документе ЕС его включение объясняется несколькими причинами. В марте 2022 года Анисимов публично поддержал российскую военную агрессию против Украины, подписав обращение Российского союза ректоров. В мае 2023 года он объявил, что НИУ ВШЭ будет финансировать обучение по основным образовательным программам участников «специальной военной операции», их детей и близких родственников. В ноябре 2022 года Анисимова наградили медалью Министерства обороны РФ «За укрепление военного сотрудничества». В 2023 году ректор посетил университеты в оккупированных городах Украины — Донецке и Луганске. А в 2025 году НИУ ВШЭ запустила новую магистерскую программу, посвященную обходу международных санкций, — тем самым поддерживая российское правительство, способствуя такому обходу. Таким образом, считают составители санкционных списков, Никита Анисимов «поддерживает действия и политику, которые подрывают территориальную целостность, суверенитет и независимость Украины».
РАНЕЕ В T-INVARIANT
От импортозамещения к импортообходу: российские вузы массово запустили программы по санкционному комплаенсу
Журфаки накрыл «шторм Z»: к обучению студентов подключились военкоры и бывшие зэки
Отмена Ясина: почему ВШЭ планомерно отказывается от наследия своего основателя
Андрей Яковлев: «По линии ФСБ Вышку передали из ведения службы экономической безопасности в ведение службы по защите конституционного строя и борьбы с терроризмом»
«Это неприятный удар по репутации НИУ ВШЭ как одного из известных в мире российских научных центров, прежде всего в области социальных наук. Фактически с самого начала существования университета он позиционировал себя как очень открытый и продвинутый вуз, think tank по целому ряду научных направлений. Многочисленные международные связи, приглашение очень известных ученых и политиков — все это результат кропотливой многолетней работы. Санкционные ограничения снижают возможности НИУ ВШЭ в этом направлении, но было бы странно предполагать, что если санкции накладываются на все государство, какой-то отдельный вуз останется вне этого поля», — считает российский преподаватель, побеседовавший с T-invariant на условиях анонимности.
Экономист Игорь Липсиц, стоявший у истоков создания НИУ ВШЭ, считает, что внесение Анисимова в санкционные списки уже не повлияет на вуз.
«Это никак не скажется — “умерла, так умерла” сама идея ВШЭ как университета, стремящегося стать частью академического сообщества развитых стран. Теперь там будут имитировать активность по укреплению связей с университетами глобального Юга», — объясняет Липсиц.
По его мнению, это скорее «симптом перемены отношения ЕС к России»: «От позиции “Люди там хорошие, а президент — преступник” к позиции “Россия — страна, где люди поддерживают войну”. Соответственно, в будущем это крайне затруднит возвращение России как государства и россиян (как граждан такого государства) в сферу обычных контактов с ЕС. Германии и немцам из аналогичной ситуации после Второй мировой войны пришлось выходить десятилетиями и через формальную процедуру “покаяния”. В России такое маловероятно. Соответственно, разрыв и изоляция будут более долгими и трудно преодолимыми».
Активнее всего в западной прессе в связи с включением Анисимова в «черные списки» ЕС прозвучала тема создания в вузе «магистратуры, посвященной обходу международных санкций». Напомним, что об этой программе и еще трех аналогичных в НИУ ВШЭ, где обучают специалистов по санкционному комплаенсу, впервые подробно рассказал T-invariant в своем расследовании «От импортозамещения к импортообходу». Вышка всегда четко чувствует запрос рынка и конъюнктуру, отреагировала на него первой и стала явным лидером этого направления.
Все указанные еврочиновниками причины включения Анисимова в санкционные списки широко известны: об этом, в том числе, постоянно рассказывал T-invariant. Однако список заслуг ректора можно продолжить.
Анисимов и его команда ведут активную работу по милитаризации своих студентов, а также благодаря наличию полноценной PR-дирекции, все Z-инициативы, как персональные, так и коллективные активно продвигаются в СМИ, среди военкоров и топовых Z-пропагандистов. Факультет креативных индустрий НИУ ВШЭ — одно из наиболее крупных образовательных подразделений вуза — фактически стал важным элементом пропагандистской машины РФ. T-invariant рассказывает, как Никита Анисимов стал топовым Z-ректором, перестроил на эту идеологическую задачу работу огромного университета и как его за это вознаграждает Кремль.
«Анисимов — пустая фигура, его служебное положение (и, соответственно, огромная зарплата как ректора ВШЭ) обеспечиваются только его активизмом в сфере милитаризации России. Вот он и старается», — уверен Игорь Липсиц.
«Анисимов не был самостоятельной фигурой в период, когда его назначали ректором ВШЭ (именно поэтому он тогда и оказался лучшим кандидатом на это место). Затем он стал еще более зависим от руководства 2-й Службы ФСБ России — Службы по защите конституционного строя и борьбе с терроризмом. Именно она начала курировать Вышку в конце 2010-х годов, она согласовывала кандидатуру Анисимова при назначении ректором в июне 2021 года, именно с этой Службой Анисимов согласовывает в постоянном режиме все значимые увольнения и назначения в университете. В этом смысле публичная провоенная активность ректора и университета — прямой заказ 2-й Службы, которая тем самым сигнализирует выше, что Вышка под контролем», — отметил в разговоре с T-invariant один из менеджеров НИУ ВШЭ, много лет проработавший в вузе.
Никита Анисимов и DJI Mavic

Уже в 2022 году руководство НИУ ВШЭ не словом, но делом начало поддерживать военную агрессию России против Украины. И пока в других вузах собирали гуманитарку, а более инициативные плели маскировочные сети, Вышка дважды публично отчиталась о передаче на фронт БПЛА (на фото в торжественной церемонии замечены проректор по внеучебке Дмитрий Земцов и директор Военного учебного центра) в две воинские части восьми дронов на сумму не менее 4 миллионов рублей. На момент сбора одна модель DJI Mavic 3 стоила примерно 420 тысяч рублей. К тому же в комплекте шли смартфоны Poco M5 для управления дронами, обвесы для оружия и ряд других устройств.
Как сообщало тогда студенческое издание The Vyshka, акция вызвала волну обращений на «Выразительную кнопку» (горячая линия для студентов ВШЭ). На вопросы студентов о допустимости акции поступили ответы, в которых было указано, что мероприятие организовали при помощи анонимных меценатов и Военного учебного центра (публичных сборов тогда никто не объявлял).

Однако позже НИУ ВШЭ перестала стесняться и поставила на поток сбор денег среди сотрудников на покупку боевых дронов. Администрация начала рассылать письма на почты всех сотрудников с призывом донатить в фонд пропагандиста Владимира Соловьева и писала об этом на своих информресурсах.

Письма стали рассылаться регулярно. PR-служба в 2024 году буднично отчитывалась: «Средства идут на покупку разведывательных беспилотников, необходимых для обеспечения безопасности бойцов. За несколько месяцев уже было передано несколько партий дронов. Так, 9 мая были отправлены два дрона — DJI Mavic 3 и DJI Mavic 3Т. 15 июля бойцам доставили шесть дронов: три DJI Mavic Pro и три DJI Mavic Classic, а также четыре аккумулятора. А 20 августа были переданы DJI Mavic 3T, DJI Mavic Classic и два аккумулятора». Заработал отдельный сайт-лендинг коллаборации НИУ ВШЭ и Владимира Соловьева, а сам Никита Анисимов много раз рассказывал об этом в различных интервью (1, 2, 3).

Также инициативу подхватила официальная «вышкинская» студенческая Z-организация «Белый ворон» (юные Z-активисты выбрали свое название не случайно: символ НИУ ВШЭ — ворона). Они стали регулярно организовывать сбор средств на БПЛА или, например, на системы Starlink. На общевышкинском студенческом фестивале они выступали на так называемой «бронебуханке», оклеенной Z-символикой и стикерами с «вежливыми людьми» — Никита Анисимов охотно с ними позировал. В какой-то момент молодежи Вышки, которым не импонировала эта Z-активность, послали последнее предупреждение: одну из студенток, оставившую комментарий на страницах «Белого ворона», оштрафовали за дискредитацию армии. Именно «белые вороны» представляли студентов Вышки на Петербургском международном экономическом форуме (см. фото с сессии, которая называется «Пересборка Украины: демилитаризация и денацификация»).
Никита Анисимов и департамент пропаганды
В 2022 году начал резко меняться департамент медиа (входит в Факультет креативных индустрий), его возглавил топовый российский пропагандист — Эрнест Мацкявичюс. При этом руководит работой большого подразделения Мацкявичюс, не отрываясь от своей основной работы, — он уже 20 лет бессменный ведущий итоговых «Вестей» на ВГТРК и регулярно привлекается к особым информационным поручениям (именно Мацкявичюс недавно модерировал разговор с Михаилом Ковальчуком о том, как западные элиты с помощью ЛГБТ, чайлдфри и биооружия избавляются от людей и угрожают России). Реально же все программы по медиа и журналистике курирует заместитель Мацкявичюса — Эдуард Бондаренко с 10-летним опытом работы в структурах МВД РФ. «Совершенный комиссар. Чистый товарищ майор», — описывал характер его работы в комментарии T-invariant один из ветеранов департамента медиа. Команду факультета возглавляет Андрей Быстрицкий (председатель совета международного клуба «Валдай», внесен в западные санкционные списки), его замом стал Олег Солодухин (освободивший место Мацкявичюсу), а главой школы коммуникаций (читай — PR) — Сергей Зверев (основатель и президент группы компаний «КРОС», ведущей пиар-организации, привлекаемой властями РФ; Солодухин — вице-президент «КРОС»). Подробно о том, как при Никите Анисимове некогда самый свободный факультет Вышки превратился в самый прокремлевский, можно почитать в материале издания «Гроза». Итог этого превращения подвел в 2025 году сам Мацкявичюс, когда на очередном патриотическом форуме предложил, как пишет «Гроза», «использовать опыт ВШЭ, чтобы реформировать систему медиаобразования в стране — привлекать к преподаванию военкоров, чтобы они привили студентам “нужные ценности”».
Актуальные видео о науке во время войны, интервью, подкасты и стримы со знаменитыми учёными — на YouTube-канале T-invariant. Станьте нашим подписчиком!
Первый военкор, точнее военкорка, Марьяна Наумова пришла на встречу со студентами-журналистами в мае 2024 года (T-invariant описывал эту встречу в материале «Журфаки накрыл “Шторм Z”»). После этого военкоры прописались в департаменте медиа. Летом Мацкявичюс с рядом других видных пропагандистов создал для студентов журфаков стипендию имени Ростислава Журавлева («военкора», с 2014 года воевавшего в составе «Интербригады», а затем погибшего на фронте). Затем провел в Луганске конференцию, посвященную военной журналистике (ВШЭ выступила соорганизатором), и уже к этому учебному году «военкор» Евгений Поддубный вошел в академический совет программы «Журналистика» в НИУ ВШЭ. Однако встречи с военкорами и Z-героями проводят и другие люди в вузе. Так, «Белый ворон» приглашал в вуз боевика и пропагандиста Владлена Татарского (позднее взорванного в баре Санкт-Петербурга на встрече со сторонниками) и еще нескольких активных участников боевых действий и известных Z-активистов.
Никита Анисимов и профайлинг
И, наконец, третье направление, в которое начала активно вкладываться НИУ ВШЭ с 2022 года — конкуренция на одном информационном поле с еще одним крупным Z-инфлюенсером — Дмитрием Медведевым. Член ученого совета НИУ ВШЭ Сергей Караганов стал грозить Западу уничтожением с помощью ядерного оружия. В 2023 году он опубликовал статью «Применение ядерного оружия может уберечь человечество от глобальной катастрофы» (в которой призывал Кремль «нанести превентивный ядерный удар по Европе»), а в 2024 году вместе с соавторами (включая адмирала, экс-главкома Тихоокеанского флота Сергея Авакянца) усилил угрозы до книги «От сдерживания к устрашению». Суть книги сводится к следующему: полномасштабное вторжение России в Украину показало, что «далеко не всё в российской политике ядерного сдерживания оказало воздействие на западные, в первую очередь американские, элиты». Поэтому, по мысли Караганова и коллег, чтобы повысить эффективность этого сдерживания и предотвратить катастрофическую войну, элементы ядерного устрашения следует детализировать и усилить.

Пока же Запад еще жив, в НИУ ВШЭ стали обучать студентов, как определять истинные намерения западных политических лидеров. На всё том же «карагановском» факультете мировой экономики и мировой политики преподавать «Политический профайлинг» стала Мария Бутина (в 2018 году американский суд обвинил её в агентуре против США под руководством властей РФ). Политический профайлинг считается псевдонаучной дисциплиной, но у Никиты Анисимова нет сомнений в этом методе. В интервью Regnum он рассказывает, что «профайлинг — нормальная практика в спецслужбах ряда государств. Это и раньше было, когда не было никакого ИИ, и человек просто просчитывал другого человека, чтобы понять, как тот будет реагировать в конкретной ситуации». Профайлеры на Западе также охотятся за исследованиями Вышки, поэтому многие работы теперь не публикуются открыто, объясняет он. «Мы же знаем государства, которые недружественно относятся к России. В них есть специалисты, которые изучают другие государства, как в них устроена система образования, чтобы внедриться и повлиять на неё», — объясняет ректор.
Игорь Липсиц, объявляя о своем увольнении из Вышки, заявил, что «за короткий период ВШЭ превратилась в очень молчаливый университет» (в котором при этом спокойно продолжают работать профессора, публично призывающие к нанесению ядерных ударов по Европе), а другой знаковый для университета отец-основатель — Андрей Яковлев — по аналогичному поводу объяснял в 2023 году происходящее с вузом иначе: «по составу преподавателей и их академическому уровню Вышка сильно выделялась на общем фоне. А теперь она стала похожа на обычный российский вуз».
С похожей оценкой также выступает собеседник T-invariant, хорошо знакомый с работой Вышки.
«Важно помнить всем, кто так сильно расстраивается из-за изменившейся в последние годы ситуации в НИУ ВШЭ. Этот вуз подведомственен государству, правительству РФ. Не бывает так, чтобы политика страны имела одни ориентиры, а политика вуза — другие. Автономия вузов в России — вообще очень условное понятие, а в последние годы она стала еще меньше. Поэтому такой вуз, как НИУ ВШЭ, — часть общей государственной политики, и иначе сегодня просто не может быть. Другое дело — решать, будешь ли ты в первых рядах или будешь следовать в фарватере других, более инициативных на этом поле. Но НИУ ВШЭ всегда с момента начала своего существования ставил задачу быть в числе лидеров и задавать ориентиры. Просто вот такие сегодня ориентиры и такая государственная политика», — считает преподаватель.
Никита Анисимов и вопросы взросления
В вышеупомянутом интервью Regnum интервьюер четыре раза по-разному задает Никите Анисимову вопрос, почему именно за Вышкой закрепился ярлык «рассадника либеральных ценностей» и что с ним сейчас. Не в состоянии уходить от ответа, Анисимов сводит всё к издержкам взросления: и российского общества, и Вышки. Приведем фрагмент.
Марина Ахмедова: И всё-таки: почему именно за ВШЭ закрепился такой образ?
Никита Анисимов: Вопрос в возрасте. Родители прекрасно понимают, что, когда дети взрослеют, они иногда пытаются привлечь к себе внимание хулиганскими поступками. Точно так же и с ВШЭ…в России приняли стратегию национальной безопасности, в которой чётко был зафиксирован запрос общества на возврат к традиционным ценностям, к справедливости, к участию государства в жизни крепкой семьи. А до этого времени имидж университета во многом диктовался желанием понравиться обществу, которое мы имели.
А затем Анисимов рассказывает, что Россия вместе с Вышкой прошли путь от «государства-хулигана» до «государства-цивилизации».
«Сейчас дух времени — надцивилизационный. Мы находимся в периоде осознания того, что в мире много разных цивилизаций, а Россия не является элементом никакой из них, а сама по себе является самобытной самостоятельной цивилизацией, имеющей право на собственное мнение и участие в той самой надцивилизационной коммуникации.
А поскольку университеты соотнесены с надцивилизационной логикой сегодняшнего дня, с тем, что Россия формируется как отдельная цивилизация, то и нынешнее поколение, которое формируется силами думающего университета, — это поколение, которое будет жить в России будущего — в государстве-цивилизации».
Так сам Анисимов в не характерном для него по степени откровенности интервью подтверждает оценки бывших и нынешних сотрудников Вышки (Липсица, Яковлева и других собеседников T-invariant, попросивших об анонимности). «Университет-хулиган», перепрыгнувший несколько ступеней роста за тридцать лет своего существования, обогнавший классические старые университеты России по многим параметрам, в последние годы превратился в «обычный российский вуз», где преподаватели сочиняют неконвертируемые мифологемы про «государство-цивилизацию» и производят по заказу АП РФ поток «научных работ» про ядерную дубину, замахнувшуюся в сторону Запада.