
Минобороны РФ понадобилось два месяца, чтобы выстроить систему агитации неуспевающих студентов идти служить в недавно созданные войска беспилотных систем. На сегодняшний день самым ответственным федеральным вузом стала Высшая школа экономики — там письма об этой «альтернативе» стали приходить не сдавшим сессию студентам уже на этой неделе. На раздумье молодым людям, как и рекомендовало Минобороны, дают лишь три дня. В ближайшее время подтянутся и другие университеты, уверены правозащитники.
Главные новости о жизни учёных во время войны, видео и инфографика — в телеграм-канале T-invariant. Подпишитесь, чтобы не пропустить.
С 26 января в Высшей школе экономики факультеты и другие подразделения начали рассылать письма студентам, не сдавшим сессию, с предложением заключить «специальный контракт сроком на 1 год на добровольной основе» с Минобороны РФ. Один из студентов социологического факультета НИУ ВШЭ прислал в редакцию T-invariant полученное им уведомление о предстоящем отчислении. В письме перечислены все имеющиеся у него академические задолженности, а дальше предлагается «альтернатива».
«Обращаем Ваше внимание, что существует альтернатива отчислению — возможность заключить с Минобороны РФ специальный контракт сроком на 1 год на добровольной основе. На время действия контракта вам будет предоставлен академический отпуск, после завершения которого Вы сможете продолжить учебу. Просим сообщить Ваше решение в течение 3 дней. На этот срок Ваше отчисление будет приостановлено», — сообщается в письме от имени специалиста по учебно-методической работе социологического факультета Ксении Дашкевич. Во вложении к письму короткая памятка от руководителя Второго отдела НИУ ВШЭ Владимира Кротова, которую ранее уже публиковал T-invariant. Памятка называется «Военная служба по специальному контракту в войсках беспилотных систем ВС РФ».

Основные преимущества службы по специальному контракту для студентов НИУ ВШЭ:
— специальный контракт заключается на добровольческой основе, срок его действия ограничен 1 годом;
— гарантированное увольнение с военной службы по истечении срока контракта при нежелании заключать новый контракт;
— студентам, заключившим специальный контракт во время обучения по основной образовательной программе, предоставляется академический отпуск;
— студентам, заключившим специальный контракт, предоставляются денежное обеспечение и иные выплаты;
— граждан, заключившим специальный контракт, запрещается направлять на иные должности в другие подразделения: гарантируется прохождение военной службы только в войсках беспилотных систем;
— обязательное обучение по программе специальной подготовки специалистов войск беспилотных систем в учебной сети Минобороны РФ в течение двух месяцев.

Как ранее сообщал T-invariant, второй отдел НИУ ВШЭ в письме подразделениям написал следующее: «…с 22 января (четверга) мы на еженедельной основе будем запрашивать у вас статистику таких уведомлений вашим студентам. В тексте по умолчанию стоит срок (3 дня), на который необходимо приостановить отчисление, для ответа студента».
Студент соцфака Борис (имя изменено) рассказал T-invariant, что получил письмо 27 января.
«Сессия зимняя закончилась, все должники понятны и начали рассылать письма счастья. Людей с задолженностями у нас немало, поскольку в Вышке устроено по-особому: сессии проходят четыре раза за учебный год, не расслабишься, очень легко вылететь. Конкретно мне три дня думать не нужно: я успел уехать из России, мне проще», — рассказал студент.
Сообщения об агитации отчисляемых студентов идти служить в беспилотные войска пришли и из других вузов: МГТУ им. Н.Э. Баумана, Российского университета транспорта (МИИТ) и Института пищевых технологий и дизайна (Нижний Новгород). Однако, очевидно, что эта агитация пришла во все вузы России. Руководитель юридического отдела Движения сознательных отказников (ДСО) Артем Клыга опубликовал в своем телеграм-канале методичку Минобороны, направленную во вторые отделы вузов РФ. Методичка содержит интересные приложения: клиентский путь гражданина, изъявившего желание поступить на военную службу по контракту, преимущества такой службы, требования к кандидатам и размеры дополнительных выплат за уничтожение значимых объектов противника.
Просто пиар
Само Минобороны РФ в своих пабликах 20 января опубликовало пост, в котором говорилось, что «работа по отбору граждан в подразделения войск беспилотных систем организована». Среди прочего, там утверждается следующее:
«Ежедневно в пункты отбора поступают многочисленные заявления от граждан, изъявляющих желание проходить военную службу в новом роде войск. Для них предусмотрен контракт на срок от 1 года, прохождение службы предусмотрено только в подразделениях БпС с обязательным курсом обучения управлению дронами различного типа, выплаты за уничтожение целей, а также гарантированное увольнение по истечении срока контракта при нежелании заключить новый».
Юристы, специализирующиеся на вопросах призыва и прав военнослужащих РФ, убеждены, что дополнительное соглашение к контракту с ВС РФ не может быть выше, чем указ Путина о частичной мобилизации, который продолжает действовать. А значит, утверждения о возможности уйти после годичной службы — «просто пиар».
Надо отметить, что первые инициативы точечно вербовать именно студентов-двоечников появились еще в начале 2025 года. Особенно разошлось в СМИ письмо свердловского военкома Юрия Аксенова заместителю губернатора области Василию Козлову на эту тему и последующие активные действия администрации Уральского федерального университета.

20 километров и 5 миллионов
Ноу-хау 2026 года — вербовка в недавно созданные войска беспилотных систем и гораздо менее топорная аргументация с упором на элитность такой службы. В методичке Минобороны, опубликованной Артемом Клыгой, один из основных аргументов для неуспевающих студентов таков: «сниженный риск попадания под огневое воздействие противника, связанный с выполнением боевых задач на удалении от линии непосредственного соприкосновения с противником». Дальше этот пункт уже уточняют в разных вузах по разному. Как сообщал T-invariant, в Московском физико-техническом институте (МФТИ) в декабре 2025 года раздавали листовки, где говорилось, что служить вчерашние студенты будут «в 20 км от зоны боевого соприкосновения», а в листовках нижегородского института, которые раздавали в январе 2026 года, уже фигурирует фраза «работа не на передовой». В МФТИ также будущих операторов БПЛА соблазняли выплатой в 5,2 миллиона рублей в год, а в Нижнем Новгороде — 5,5 миллиона. При этом студентов Вышки такими цифрами на службу не заманивали.

Любопытно, что хотя в методичке Минобороны и в листовках МФТИ значится, что в войсках беспилотных систем ждут и девушек, администрация Вышки направляет неуспевающим студенткам «уведомление о предстоящем отчислении» без предложений заключить контракт и стать оператором БПЛА. Одна из учащихся НИУ ВШЭ переслала в редакцию T-invariant поступившее ей письмо администрации факультета.
Артем Клыга в комментарии T-invariant заявил, что письма с предложением рассмотреть в трехдневный срок перспективу службы в беспилотных войсках приходят студентам во многих университетах.
«Помимо уже перечисленных вузов, мне об этом писали еще люди из МГУ, РУДН, вуза из Брянска и еще нескольких регионов. Кстати, в методичке от военных не сказано, что агитировать нужно только тех парней, кто на грани отчисления. Это чей-то креатив на местах, где-то в цепочке от Минобороны до конкретных вузов кому-то пришла в голову эта идея», — рассказывает Клыга.

Действительно, изначально Минобороны пыталось вести широкую кампанию с упором на студентов технических вузов (об этом T-invariant подробно рассказывал в декабре 2025 года). В политически выверенной заметке «Коммерсанта» от 22 января 2026 года представители военного ведомства объясняли, что «масштабная кампания ориентирована прежде всего на технологические компетенции». «Особо важны развитые аналитические способности… в приоритетном порядке рассматриваются кандидаты с опытом службы в авиационных подразделениях, спецназе и разведке, а также пилоты дронов, авиамоделисты и специалисты в сфере IT, электроники и радиотехники», — сообщало издание.
Неизвестно, военные ли убедили Владимира Путина, что «совсем молодые люди, студенты различных вузов берут академический отпуск для участия в боевых действиях в качестве операторов дронов». или он сам этим утверждением, озвученным в декабре 2025 года, подсказал решение вербовщикам, но в итоге «технологические компетенции» остались в прошлом, а началось то, что «Коммерсант» описал следующим образом:
«На этом фоне сотрудники пунктов отбора начали активнее работать в вузах и колледжах, подчеркивая, что служба в подразделениях беспилотных систем подразумевает лишь временный перерыв в обучении, а не его прекращение».
Это другое
Правозащитники уверены, что письма не сдавшим сессию начнут рассылать во всех вузах, просто «не все такие быстрые, как Вышка». Например, студент одного из социально-экономических факультетов МГУ рассказал T-invariant, что пока «агитируют в беспилотные войска только на военной кафедре, но про письма завалившим сессию пока не слышно».
«Нас еще 5 декабря собрали на военке на пару и рассказали все эти тезисы из методички: беспилотники, только один год и академ. На прямые вопросы о том, что на срок контракта влияет указ о частичной мобилизации ответом был только косой взгляд и разъяснения, что “это другое”», — рассказал он.
Военная школа экономики
Отдельно собеседники T-invariant в НИУ ВШЭ отмечают, что агитация Военно-учебного центра (ВУЦ) на факультетах усилилась. Их стенды появились даже на факультете математики, отмечает один из преподавателей вуза в разговоре с T-invariant. «Матфак — место весьма необычное [для такого] по сравнению с остальной Вышкой. Не ожидал такое увидеть», — отметил сотрудник.

ВУЦ в Вышке всегда занимал активную публичную позицию, и PR-отдел вуза дополнительно освещал их работу в федеральных СМИ, у военкоров и Z-блогеров. Чего только стоит коллаборация с пропагандистом Владимиром Соловьевым и его фондом (он называется СВР — обыгрывается его ФИО и аббревиатура Службы внешней разведки РФ).

В 2022 году ВУЦ дважды публично отчитался о передаче на фронт в две воинские части восьми дронов на сумму не менее 4 миллионов рублей. На момент сбора одна модель DJI Mavic 3 стоила примерно 420 тысяч рублей. К тому же в комплекте шли смартфоны Poco M5 для управления дронами, обвесы для оружия и ряд других устройств.
С 2024 года ВУЦ начал регулярно рассылать письма на почты всех сотрудников НИУ ВШЭ с призывом донатить на покупку разведывательных беспилотников в фонд пропагандиста Владимира Соловьева и рассказывала об этом на своих информресурсах. Заработал отдельный сайт-лендинг совместного проекта НИУ ВШЭ и Соловьева, а ректор Никита Анисимов много раз рассказывал об этом в различных интервью (1, 2, 3).

