Репрессии Физика

«Обвинение Олегу Кабову — это психическая атака». Прокуратура запросила семь лет колонии учёному и запрет на работу в науке ещё на три года

https://tinyurl.com/t-invariant/2025/01/obvinenie-olegu-kabovu-eto-psihicheskaya-ataka-prokuratura-zaprosila-sem-let-kolonii-uchyonomu-i-zapret-na-rabotu-v-nauke-eshhyo-na-tri-goda/

НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ ПРОИЗВЕДЕН, РАСПРОСТРАНЕН И НАПРАВЛЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ T-INVARIANT, ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА T-INVARIANT. 18+

Недавняя студентка, а ныне помощник прокурора Советского района Новосибирска, юрист третьего класса Яна Кузьмина запросила для члена-корреспондента РАН Олега Кабова семь лет колонии общего режима, штраф в размере зарплаты за три года, ограничение на выезд с места проживания и три года запрета на занятия научной деятельностью в Институте теплофизики Сибирского отделения РАН, что — «принимая во внимание характеристику личности учёного» — будет способствовать исправлению подсудимого. Это инициированное ФСБ уголовное дело — вызов всему научному сообществу России. Впервые в истории страны учёного судят за сам научный результат, в оценке которого разошлись эксперты. И впервые обвинение требует запретить заниматься наукой. Пока Кабову не помогли ни руководство РАН, ни открытое письмо Американского физического общества, ни общественная кампания и сильный адвокат. Приговор Кабову покажет, сможет ли наука в России отстоять свое право на существование. 

Главные новости о жизни учёных во время войны, видео и инфографика — в телеграм-канале T-invariant. Подпишитесь, чтобы не пропустить.

Члена-корреспондента РАН, заведующего лабораторией Олега Кабова судят по статье 159 (часть 4) УК РФ (мошенничество, совершённое организованной группой либо в особо крупном размере) за то, что он выполнил научное исследование по Федеральной целевой программе на 37,76%, получил деньги от Министерства науки, раздал своим сотрудникам в виде надбавок, а потом принудил подчиненных отдать эти деньги в фонд лаборатории. Потерпевшим в деле выступает Министерство науки и высшего образования РФ. Уголовное дело возбудило ФСБ Новосибирска, оно основано на экспертизе, проведённой Республиканским исследовательским научно-консультационным центром экспертизы (РИНКЦЭ).

Это первое в современной России уголовное дело, когда учёному предъявлено уголовное обвинение за недостаточно хорошо проведённое исследование (подробно все обстоятельства дела Кабова T-invariant рассказывал в этой статье).

По версии обвинения при проведении научных работ в рамках реализации ФЦП Кабов совершил хищение с использованием бюджетных средств Минобранауки при выплатах надбавок на сумму 7 миллионов 218 тысяч рублей. Вина, как считает помощник прокурора, подтверждается совокупностью доказательств и показаниями потерпевших. «Фактически вся отчётная документация представляет собой компиляцию ранее полученных научных достижений и принципиально новых знаний и достижений не получено», — приходит к выводу помощник прокурора Яна Кузьмина. На основании показаний свидетеля Орликова Кузьмина утверждает, что «работа лаборатории не была ориентирована на получение новых знаний, основной целью было создание положительного репутационного облика лаборатории для получения как можно большего количества новых грантов, субсидий и софинансирования». 

«Мы были в шоке, услышав требование прокуратуры, — сообщила T-invariant жена Кабова Елена Быковская. — В ходе следствия и судебного процесса мы уже всё разжевали, всё показали и следователям, и прокуратуре, и судье. Обвинение не учло ни один из аргументов защиты. Мы предлагали показать работающую установку. Судья не разрешил её использовать в ходе доказательств невиновности Олега Александровича. Это какой-то заказ, атака против российской науки».

Актуальные видео о науке во время войны, интервью, подкасты и стримы со знаменитыми учёными — на YouTube-канале T-invariant. Станьте нашим подписчиком!

«Обвинение Кабову — плевок в лицо всей российской науке, — считает доктор технических наук Булат Нигматулин. – Запрет на занятия наукой — такого не было даже в сталинские времена. Учёного помещали в шарашку, но науки не лишали. Представители прокуратуры не смогли разобраться в очевидном деле, отвергая все аргументы защиты, и с учётом последствий для всей нашей науки показали свой полный непрофессионализм, фактически совершили должностное преступление. А произошло это всё потому, что наше научное сообщество показало своё полное бессилие и неспособность себя защитить. Ни кто-то из руководства Сибирского отделения РАН, ни президент отделения Валентин Пармон не пригласили на заседание президиума СО РАН главу прокуратуры по Новосибирской области или главу Новосибирского ФСБ, чтобы получить разъяснения для коллег. А если бы те отказались прийти, надо было обращаться в Москву — в Генеральную прокуратуру и к директору ФСБ Бортникову. Но ничего этого не было сделано, никто даже не пытался мобилизовать учёных Сибири на защиту коллеги. Значит, такая же участь теперь ждёт каждого из членов Академии».

«Я потрясена жестокостью предъявленного обвинения, которое не учло доказательств со стороны защиты, — говорит профессор Кембриджского университета, член комитета Американского физического общества по международной свободе ученых (CIFS) Наталья Берлова.

Из текста, зачитанного представителем обвинения, остаётся непонятно, в чём обвиняют Кабова. В том, что работы были не выполнены в надлежащем объёме? В том, что он присвоил деньги сотрудников? Или в том, что лаборатория была создана с целью «осваивать» государственные деньги, а наука Кабова не интересовала? Если первое, то почему Министерство науки успешно принимало отчёты лаборатории Кабова и выплатило деньги? Если второе, то почему вопросом о вымогательстве личных денег у подчинённых занимается ФСБ? А если третье, то почему следственные органы и прокуратура решают вопрос о целесообразности научной деятельности той или иной лаборатории?

Создать такую высокотехнологичную лабораторию и при этом имитировать научную деятельность — не слишком ли замысловатый способ выкачивать деньги из государства? Особо циничным выглядит требование запрета на научную деятельность с целью исправления подсудимого. По мнению прокуратуры, лучшее, что может направить на путь истинный учёного, — запретить ему заниматься наукой?»

Ранее Американское физическое общество направляло письма президенту Российской академии наук Геннадию Красникову, министру науки и высшего образования Валерию Фалькову и директору Института теплофизики им. Кутателадзе Дмитрию Марковичу в поддержку Олега Кабова. Ответов не последовало. По словам некоторых членов академии, в личных беседах с ними президент РАН Геннадий Красников неоднократно говорил, что делает всё возможное для помощи коллегам, находящимся под следствием.

По мнению юриста, работающего в Новосибирске и следящего за процессом Кабова (собеседник пожелал остаться анонимным), такое обвинение — это психическая атака. Она применяется в случаях, когда преступление заведомо отсутствует. Запросить невероятно суровое наказание, а затем согласиться на условный срок, который будет признан как победа защиты. В отсутствие оправдательных приговоров в современной судебной практике признание человека виновным с условным сроком стало выглядеть, как справедливое решение. По мнению юриста, не случайно оглашать обвинение от прокуратуры доверили помощнику прокурора, недавней студентке: «Обвинение содержит столько очевидных противоречий, что из “взрослых” видимо никто не захотел подставляться».

Поддержать работу T-invariant вы можете, подписавшись на наш Patreon и выбрав удобный размер донатов.

Текст: Редакция T-invariant

  22.01.2025

, , , , ,