
Уральский федеральный университет уволил одним днём Михаила Волкова — заслуженного математика, проработавшего в вузе полвека и построившего блестящую научную школу. Причина увольнения — сын учёного, Леонид Волков, один из ключевых соратников Алексея Навального. Это случилось ещё в феврале, а 3 апреля у Волкова-старшего провели обыск в квартире и возбудили уголовное дело за финансирование экстремистской деятельности — донаты в адрес Фонда борьбы с коррупцией. T-invariant обсудил с коллегами Михаила Волкова его научный вклад и новую веху в репрессиях: уже второго крупного учёного планируют осудить за донат ФБК на мало совместимый с жизнью срок без учёта заслуг и преклонного возраста. Дело Волковых фиксирует ещё один поворотный момент: «теперь отец ответит за сына или за дочь, если ФСБ не может дотянуться до них за границей».
3 апреля рано утром дома у Михаила Волкова ФСБ провела обыск и другие оперативно-розыскные мероприятия. К вечеру стали ясны основные подробности произошедшего. «Папа после обыска был на многочасовом допросе в управлении ФСБ по Свердловской области. В отношении него возбуждено уголовное дело, мера пресечения: подписка о невыезде», — написал в своём телеграм-канале Волков-младший. Политик добавил, что силовики изъяли у его отца всю технику.
СПРАВКА T-INVARIANT
«Член семьи изменника Родины» (ЧСИР) — юридический термин, появившийся в 1926 году в Уголовном кодексе РСФСР, статья 58-1 которого предусматривала наказание не только для совершившего преступление, но для членов его семьи. В случае побега за границу военнослужащего его совершеннолетние близкие родственники лишались избирательных прав и подлежали ссылке в отдалённые районы Сибири на пять лет. А в случае, если они знали о готовящемся побеге, но не уведомили власти, было предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок до десяти лет с конфискацией имущества. В 1940 году статья кодекса была дополнена нормой об ответственности членов семей изменников Родины, не являющихся военнослужащими.
Информагентства уточнили, что уголовное дело возбуждено по статье о финансировании экстремистской деятельности (часть 1 статьи 282.3 УК). По версии следствия, он перевёл деньги на счёт ФБК. Максимальный срок по этой статье — до восьми лет лишения свободы.
«Состоит в синагоге»
Первым об обыске сообщил телеграм-канал «Урал Live», связанный с пропагандистом Владимиром Соловьёвым. Канал опубликовал фото и видео с Волковым, предположительно снятые во время обыска. На них видно, что силовики приехали с обыском к 69-летнему математику по традиции ночью или на рассвете. Пропагандисты охарактеризовали Волкова-старшего так: «задержанный состоит в екатеринбургском общинном центре “Синагога”, ранее преподавал в УрФУ имени Ельцина». Практически в тот же момент из утреннего видео Волкова-младшего стало известно, что его отца уволили из Уральского федерального университета (УрФУ) совсем недавно — в середине февраля 2025 года, одним днём.
Доктор физико-математических наук Михаил Волков проработал в УрФУ 48 лет, до последнего времени был профессором, заведующим кафедрой алгебры и дискретной математики, главным научным сотрудником, заместителем заведующего лабораторией комбинаторной алгебры. На протяжении многих лет он вёл активную преподавательскую деятельность и публиковался вплоть до последних месяцев с высокой цитируемостью. В своих социальных сетях УрФУ неоднократно с гордостью рассказывал о работе учёного.
«Привет из Хельсинки: наш профессор Михаил Волков стал первым из #УрФУ, избранным в Финскую академию наук. Поздравляем Михаила Владимировича!», — сообщалось в 2017 году (по данным СМИ, среди членов этой академии всего шесть россиян). А вот сообщение о том, что в УрФУ «появился свой федеральный профессор». Но в этом году университет поспешил удалить упоминания о профессоре со своего сайта (например, здесь и здесь).
«У Михаила Волкова количество цитирований, вполне приличное для российского математика, не только в Google Scholar, но и в Scopus. Немало публикаций в серьезных и высокоимпактных математических журналах», — рассказал T-invariant доктор физико-математических наук Андрей Цатурян.
T-invariant отправил запрос в пресс-службу и ректорат УрФУ, где ответили формальной отпиской и на данный момент причины увольнения не прокомментировали. Не отреагировал на запрос и проректор по информационной политике УрФУ Алексей Фаюстов. Многочисленные коллеги Волкова по кафедре алгебры и фундаментальной математики, которую он много лет возглавлял, не ответили на просьбу прокомментировать увольнение одним днём и другие обстоятельства дела своего многолетнего руководителя.
«У меня нет разрешения от М.В. комментировать эту историю для прессы. Кроме того, я думаю, что сегодня она потеряла остатки актуальности», — объяснил один из сотрудников кафедры.
«Нет смысла писать на почту, которая хранится на сервере УрФУ, и которую с удовольствием прочитают друзья тех ребят, которые обыскивали квартиру Волковых сегодня», — ответил журналисту T-invariant с личной почты один из коллег учёного.
Лишь отдельные выпускники университета делятся в соцсетях своими эмоциями от произошедшего в alma-mater. «Картинки и ссылки не будет. Считаю ужасным позором для родного университета уволить одним днём заслуженного профессора за то, что он поддерживал деятельность сына. Испытываю сегодня испанский и самый обычный человеческий стыд за происходящее», — пишет выпускница УрФУ.
«Я подходила как-то на каком-то из митингов в защиту Леонида к его родителям, чтобы как-то их поддержать. Я к этой семье очень большое уважение и симпатию испытываю. И для меня новость про задержание и увольнение Михаила Владимировича — это шок, конечно. Я как раз радовалась за наш город, что, несмотря на преследования Леонида, семью его здесь не трогают. Но вот…», — прокомментировала T-invariant случившееся сотрудница одного из НИИ Екатеринбурга.
По словам самого Леонида Волкова, отца уволили из-за его деятельности: «На руководство университета надавили, и профессора, читающего несколько курсов, ведущего несколько аспирантов, уволили одним днём». Родители не хотели огласки про увольнения, отметил Волков: «Им было очень трудно, очень грустно, но они просили не говорить, и я уважал их просьбу». «Это был такой звоночек, к которому стоило прислушаться», — резюмировал политик.
«Силовики решили сначала организовать увольнение, а через время уже возбудить уголовное дело, чтобы не так явно вешать тень на ведущий вуз региона. Примерно такая логика была», — сообщил T-invariant источник, знакомый с ходом преследования учёного.
Дотянуться до родителей
Обыск у родителей одного из руководителей Фонда борьбы с коррупцией (ФБК) Леонида Волкова стал первым публично известным случаем преследования родственников сотрудников фонда по причине его финансирования, свидетельствует анализ издания «Агентство», и это подтверждают опрошенные ими юристы. При этом Михаил Волков не первый крупный учёный, которого ФСБ преследует именно за донаты ФБК. Напомним, что подходит к приговору суд над другим доктором физико-математических наук Сергеем Абрамовым из Переславль-Залесского, крупным специалистом по суперкомпьютерам, членом-корреспондентом РАН (T-invariant подробно следит за этим делом).
«Всё очевидно: это не только отказ от якобы сформулированного Сталиным принципа “сын за отца не отвечает”, но и уже не первый пример реализации нового принципа: “отец ответит за сына или за дочь, до которых ФСБ не может дотянуться за границей”. Увы, далеко не первый случай», — отмечает Андрей Цатурян.
В 2022 году отец директора ФБК Ивана Жданова Юрий Жданов получил три года колонии по обвинению в превышении должностных полномочий в период работы в администрации посёлка Искателей в Ненецком автономном округе, напоминает «Агентство». Превышение полномочий выразилось в предоставлении жилья по договору социального найма местной жительнице, у которой оно, по данным следствия, уже было.
СПРАВКА T-INVARIANT. От алгебраических обобщений к современным приложениям
Михаил Волков ученик Льва Шеврина — специалиста по теории полугрупп. Многие работы Волкова также посвящены этой теории. Самый известный пример полугруппы — это натуральный ряд с операцией сложения. Чтобы примерно понять, что такое полугруппа, можно представить себе человека, который идёт вниз по склону горы. Перед ним множество тропинок. Тогда карта всех возможных спусков — это полугруппа. Вниз идти легко. Но если мы потребуем, чтобы человек ещё умел подниматься, карта его походов по склону будет описываться уже другой структурой — группой. Это гораздо более строгая структура и ограничений будет больше. Сила полугруппы, как раз в её слабости. На структуру полугруппы накладывается очень мало ограничений. Как оказалось, этих ограничений как раз столько, чтобы полугруппы можно было использовать в самых разных приложенияхи: формальных языках и абстрактных автоматах. А это уже близко к той математике, которую можно «потрогать», нажимая на кнопки смартфона.
Под руководством Волкова на русский язык была переведена книга выдающегося математика, специалиста по формальным языкам Арто Саломаа «ДНК-компьютер. Новая парадигма вычислений» (на русском языке она вышла в 2004 году). В этой книге Саломаа попытался использовать идеи формальных языков для такого неожиданного на тот момент инструмента, как ДНК. Сегодня использование структуры ДНК и как хранилища данных, и как вычислительного инструмента уже достаточно глубоко проработано, хотя до практического применения ещё далеко.
Волков всю жизнь шел по одному пути — от абстрактного к конкретному, от глубоких алгебраических обобщений к живым современным приложениям. Этот путь он выбрал ещё в юности, и хочется верить, что он будет продолжен.
Адвокат «очень рискует»
Тот же пропагандистский телеграм-канал Урал LIVE вечером 3 апреля со ссылкой на свой источник в силовых структурах опубликовал явную угрозу возможного уголовного преследования в адрес адвоката Алексея Бушмакова, который, по данным канала, защищает Михаила Волкова. Недвусмысленное послание самому адвокату и семье Волковых звучит так: «Известно, что тот держит связь с сыном задержанного (экстремистом и иноагентом Леонидом Волковым), который до сих пор имеет большое влияние на антироссийскую оппозицию за рубежом. В российской юридической практике имеются прецеденты, когда на адвокатов, защищающих иноагентов и экстремистов, возбуждались уголовные дела. Таким образом, Бушмаков сейчас очень рискует, участвуя в истории с финансированием экстремистских организаций», — сообщает собеседник в силовой среде. Источник напомнил, что ранее адвокат защищал иноагентов Михаила Климарёва и Фёдора Крашенинникова.
По словам Леонида Волкова, информации о деле крайне мало: «Всех, кого могли, фсбшники обложили подписками о неразглашении». «Вне зависимости от того, что написано в фабуле уголовного дела, смысл его предельно понятен и заключается в давлении на меня и в мести мне самым подлым образом из всех возможных: через родственников. Мы с этим справимся: и родители, и я, и мой брат, и близкие. Беспокоит только здоровье, чтобы оно не подвело. Что я буду делать, так это вместе с коллегами и соратниками ещё больше сил и времени посвящать тому, чтобы режим, берущий родственников в заложники, перестал существовать. Чтобы не только мой отец, но и все жертвы репрессий смогли вздохнуть с облегчением», — написал в телеграм-канале Волков.