
Ведущие московские и региональные школы РФ многие годы старались работать по мировым стандартам, которые задавала швейцарская организация International Baccalaureate (IB). 10 лет назад в столице было 27 только государственных школ и пара десятков частных, имеющих аккредитацию IB. В 2025 году их количество снизилось почти втрое, а в регионах их почти не осталось. Путинская элита — губернаторы, чиновники, нефтяники — стремилась отдавать своих детей в школы с IB. Наконец, в 2025 году частная школа «Летово» возглавила рейтинг лучших IB-школ мира. Но за неделю до начала учебного года Генпрокуратура объявила систему International Baccalaureate «нежелательной» в России. Опрошенные T-invariant учителя и директора либо отказываются от комментариев, либо выражаются непечатно.
Главные новости о жизни учёных во время войны, видео и инфографика — в телеграм-канале T-invariant. Подпишитесь, чтобы не пропустить.
Ровно за неделю до начала учебного года Генпрокуратура РФ признала «нежелательной» швейцарскую организацию International Baccalaureate (IB, «Международный бакалавриат»). Это удар по ведущим частным и сильнейшим государственным учебным заведениям России. Школы, где есть третий уровень IB — Diploma Programme (DP) — очень высоко котируются, и туда стремятся многие семьи, поскольку старшеклассники, пройдя обучение по DP, могут рассчитывать на поступление в крупнейшие университеты мира.
Учителя и администрация школ уже вернулись с летних каникул, поэтому новость активно обсуждается в многочисленных чатах школ. «В учительских чатах все утро все о*уевают», — так описал реакцию сообщества собеседник T-invariant, работавший в нескольких школах с IB в России и за её пределами. Пожалуй, самый большой удар пришелся на знаменитую школу «Летово». По итогам учебного года 2024-2025 она была признана лучшей в мире школой по среднему результату IB, опередив старейшие частные школы и пансионы. T-invariant обратился за официальным комментарием в «Летово», но там пока отказываются обсуждать случившееся: «Спасибо за внимание к школе. Пока школа не комментирует последние новости, вся коммуникация, по мере необходимости, будет появляться в официальных каналах школы».
Ещё в одной московской школе с IB также отказались от комментариев: «Нам очень неустойчиво и небезопасно говорить сейчас про IB».
За ученика, который смог отобраться в систему IB, платят родители (в случае некоторых частных школ, например, «Летово», стоимость полностью или частично может быть закрыта стипендией от школы). «В госшколах Москвы год обучения стоит от 500 тысяч рублей, а в частных — от 1,5-2 миллионов и выше. Один из рекордсменов по цене годового обучения IB/DP — Британская международная школа (33900 евро). Внимание, вопрос: а кто компенсирует семьям потраченные деньги? На двухлетнем этапе DP — это самый ответственный момент для семьи выпускников. Родители уже точно оплатили первый год обучения и скорее всего внесли деньги за второй», — разъясняет собеседник T-invariant, ранее руководивший IB-направлением в ряде школ.
Всего в России, согласно официальному сайту, 29 школ представляют образование по системе IB. Безусловный лидер по числу таких школ — Москва и Московская область. Также школы есть в Санкт-Петербурге, Калуге, Казани, Алабуге и Владивостоке.
Впервые аккредитацию IB в 1996 году получила знаменитая Школа № 45 имени Л.И. Мильграма. Именно в ней начинали работать по этой системе подавляющее большинство учителей, которые затем стали директорами ведущих частных школ с IB или курировали соответствующие направления: «Летово», «Хорошкола», Областная гимназия им. Е.М. Примакова и другие.
«Идеологи антироссийских проектов «назначили» организацию лидером международных общеобразовательных программ, позволяющих выпускникам поступить практически в любой вуз мира. Вниманию абитуриентов предлагаются около 5 тысяч университетов, расположенных в США, Канаде, Австралии, Великобритании и ряде других стран Европы. На деле же цель швейцарской НПО – форматирование российской молодежи по западным шаблонам. Суть обучения сводится к навязыванию своего видения исторических процессов, искажению общеизвестных фактов, антироссийской пропаганде, разжиганию межнациональной вражды», говорится на сайте Генпрокуратуры.
Беспокойство силовиков возникло не на пустом месте. В самых престижных частных школах с IB, по данным T-invariant, учились и учатся дети губернатора Подмосковья и большинства его заместителей, руководителя «Роснефти» Игоря Сечина, многочисленных чиновников правительства России разных составов. В школах с IB в 1990-е и начале 2000-х учились дети экс-министра обороны Сергея Шойгу, экс-зампреда правительства Александра Хлопонина и многих других представителей путинской элиты.
«Важно понимать, что на уровень Diploma Programme берут всё-таки не всех, отбирают по уровню знаний. После СВО айбишников стало меньше примерно вдвое», — рассказал T-invariant учитель одной из элитных частных школ.
Однако, по данным Генпрокуратуры, после вторжения России в Украину в 2022 году ситуация только ухудшилась. «С началом специальной военной операции учебные и методические пособия были скорректированы с учетом русофобской позиции коллективного Запада. В них появились призывы к международной изоляции нашей страны и материалы, дискредитирующие российскую армию. Представители бакалавриата популяризируют нетрадиционные ценности, основанные на идеологии запрещенных экстремистских объединений», — так заканчивают свой пресс-релиз прокуроры.
Серьёзные проблемы у школ с IB начались сразу после начала вторжения России в Украину. Организация международного бакалавриата (IB) первоначально ограничила свою деятельность в России, приостановив выдачу разрешений новым школам. Однако, в отличие от многих других международных образовательных учреждений, IB продолжила свою деятельность, разрешив существующим школам работать по своей программе. Это решение подверглось критике как противоречащее международным санкциям и этическим позициям других организаций.
По данным T-invariant, на момент начала войны школ с IB было 46. Как минимум шесть таких школ закрылись в Москве и области за три года — прежде всего из-за отзыва лицензий и невозможности проводить оплату из-за санкций. Закрылись все школы на Урале и в Сибири.
Впрочем, тренд на открытое образование закончился ещё до СВО. Так, в Москве только государственных школ с IB в 2015 году было 27. В регионах ситуация складывалась ещё драматичнее. Так, в 2018 году администрация Перми фактически помешала трём школам в городе продлить аккредитацию IB. За 10 лет до этого тогдашний «прогрессивный губернатор» края Олег Чиркунов с помпой запустил эту возможность для пермских семей.
Объявление организации International Baccalaureate «нежелательной» в РФ только ускорит утечку мозгов и увеличит количество релокантов из двух столиц. «Коллеги в ереванских или черногорских школах теперь аккуратно ожидают новый исход семей с детьми», — говорит T-invariant один из учителей-релокантов, с большим опытом работы в системе IB.