Тексты

Вышли из чата. Как силовики и дипломаты защищают свои тайны от ФСБ
Минобороны, МИД и силовые ведомства поспешили покинуть электронную базу данных, предназначенную для слежки ФСБ за НИОКРами и любым присутствием иностранцев в российской науке, образовании и технологиях. Сегодня, 1 сентября 2025 года, вступает в силу закон о контроле ФСБ над этими сферами, но сам перечень уже изменился до неузнаваемости. Госбезопасности останутся доступными для мониторинга только гражданские исследования и проекты, что еще больше усилит как их роль на кафедрах и в лабораториях, так и поиск «врагов» в системе образования.    
Хроники преследования ученых № 24
1 сентября вступают в силу поправки к закону об «иноагентах». Эти поправки напрямую касаются многих ученых, которые есть в нашей картотеке: из российских книжных магазинов пропали их книги, с порталов пропадают их лекции и подскасты.
Правила без правил: как цензура меняет современную Россию
Как функционирует цензура в разных сферах общества и к каким последствиям может привести её ужесточение? Возможна ли в принципе полная свобода слова? T-invariant обсудил эти вопросы с литературоведом и историком Михаилом Эдельштейном, историком Константином Пахалюком, литературоведом и культурологом Ильей Кукулиным. Также в дискуссии принял участие на условиях анонимности преподаватель одного из российских вузов.
Йель — под самый корешок. Как Россия вырубает многолетнее сотрудничество с университетом Лиги плюща
Объясняя решение о присвоении Йельскому университету статуса нежелательного, Генпрокуратура разбирала вред от Yale World Fellows — программы подготовки мировых лидеров. Но дело не только в Алексее Навальном, прошедшем обучение по этой программе. Йель был плотно связан с российскими университетами все последние годы. До сих пор в обеих странах существуют неформальные студенческие клубы, однако сегодня они удаляют страницы своих сайтов и пабликов в соцсетях. T-invariant рассказывает о наиболее ярких вехах истории академического сотрудничества двух стран.
Загрузить ещё